Спикер Совета Федерации против ОМС: сенсация, которую мало кто заметил

Бук­валь­но за пару дней до тра­ге­дии в Ке­ме­ро­во про­изо­шло со­бы­тие, ко­то­рое, вне вся­ко­го со­мне­ния, ока­за­лось бы в центре вни­ма­ния, если б его не «за­сло­ни­ло» без­мер­ное горе все­на­род­но­го траура.

Спикер Совета Фе­де­ра­ции Ва­лен­ти­на Мат­ви­ен­ко вы­сту­пи­ла с бес­пре­це­дент­но жест­ким за­яв­ле­ни­ем, в ко­то­ром раз­нес­ла одну из самых свя­щен­ных коров наших «со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских ре­фор­ма­то­ров». А именно — си­сте­му обя­за­тель­но­го ме­ди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния.

С Ва­лен­ти­ной Ива­нов­ной не со­гла­сить­ся трудно, даже если хо­чет­ся воз­ра­зить. В своем ны­неш­нем виде то, что у нас на­зы­ва­ет­ся «стра­хо­вой ме­ди­ци­ной» — по край­ней мере с точки зрения эко­но­ми­че­ско­го управ­ле­ния, — ничем не при­кры­тый пример того, каким об­ра­зом «аф­фи­ли­ро­ван­ный част­ный бизнес» видит роль го­су­дар­ства в своем личном бла­го­по­лу­чии.

Просто чтобы было по­нят­но.

Когда вы (или ваш род­ствен­ник) жа­лу­е­тесь, что врач за­ни­ма­ет­ся вами на приеме бук­валь­но пару-тройку минут, а все осталь­ное время уби­ва­ет на некую «от­чет­ность» и какую-то прочую «пи­са­ни­ну», то вы жа­лу­е­тесь отнюдь не на аб­стракт­ное «на­чаль­ство» или тем более «го­су­дар­ство». Вы го­во­ри­те вполне кон­крет­но о «тре­бо­ва­ни­ях част­ных стра­хов­щи­ков», ко­то­рые потом на ос­но­ва­нии этой от­чет­но­сти по раз­ра­бо­тан­ным ими формам решают, кому и сколь­ко из бюд­жет­ных ме­ди­цин­ских учре­жде­ний бюд­жет­ных же денег рас­пре­де­лить. При этом сами стра­хов­щи­ки «стра­хо­вые взносы» от на­се­ле­ния даже и не со­би­ра­ют: взносы со­би­ра­ет для них го­су­дар­ство.

Вы спро­си­те: как это может вообще быть?

По­слу­ша­ем Ва­лен­ти­ну Ива­нов­ну.

«Да­вай­те мы по­ин­те­ре­су­ем­ся, сколь­ко средств граж­дан мы отдаем в ФОМС, сколь­ко средств уходит на со­дер­жа­ние стра­хо­вых ком­па­ний. Это просто «про­клад­ки» по пе­ре­ка­чи­ва­нию средств граж­дан, просто кон­тор­ки, ко­то­рые пе­ре­ка­чи­ва­ют сред­ства в ме­д­учре­жде­ния. Тучи чи­нов­ни­ков. При­ез­жа­ешь в регион: самые кра­си­вые здания — у от­де­ле­ний ПФР, ФОМС, ФСС, ЦБ. Вот на это уходят сред­ства», — го­во­рит глава Совета Фе­де­ра­ции.

И она — аб­со­лют­но, ди­стил­ли­ро­ван­но права.

Но сна­ча­ла о «фи­нан­со­вой схеме». В ней нет ничего за­мыс­ло­ва­то­го, она проста, как полено.

Сна­ча­ла го­су­дар­ство со­би­ра­ет деньги с ра­бо­то­да­те­лей.

Боль­шин­ство ра­бо­то­да­те­лей рас­счи­ты­ва­ют ставку ФФОМС (Фе­де­раль­ный фонд обя­за­тель­но­го ме­ди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния) по дей­ству­ю­ще­му тарифу 5,1%. Для этих стра­хо­вых взно­сов не уста­нов­ле­но мак­си­маль­ной ве­ли­чи­ны. Неза­ви­си­мо от того, какую сумму за­ра­бо­тал за год ра­бот­ник, с каждой вы­пла­ты необ­хо­ди­мо делать от­чис­ле­ние на ме­ди­цин­ское стра­хо­ва­ние.

Потом го­су­дар­ство пе­ре­чис­ля­ет туда же сред­ства за «нера­бо­та­ю­щих граж­дан». По данным Цен­тро­бан­ка, сборы рос­сий­ских стра­хов­щи­ков по обя­за­тель­но­му ме­ди­цин­ско­му стра­хо­ва­нию в 2017 году вы­рос­ли на 5,5%, со­ста­вив 1,6 трил­ли­о­на рублей против 1,5 трил­ли­о­на в 2016 году.

Ростом, ко­неч­но, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся и весь рынок стра­хо­ва­ния в целом. Но доля ОМС в общих сборах все равно со­ста­ви­ла более по­ло­ви­ны, а именно 55,8%.

После этого деньги, со­бран­ные го­су­дар­ством, — вни­ма­ние! — идут в «ком­мер­че­ские» стра­хо­вые ком­па­нии. Да, неко­то­рые из них об­ла­да­ют вполне дру­же­ствен­ным ин­тер­фей­сом и вообще до­ста­точ­но про­фес­си­о­наль­ны. Но даже и они «просто делают свою работу», ко­то­рая, по сути, сво­дит­ся ис­клю­чи­тель­но к рас­пре­де­ле­нию со­бран­ных го­су­дар­ством средств по го­су­дар­ствен­ным же в боль­шин­стве своем ме­ди­цин­ским и ре­кре­а­ци­он­ным учре­жде­ни­ям.

И в общем-то все.

Плюс разные при­ят­ные «ништя­ки»: обя­за­тель­ные для ком­мер­че­ских струк­тур «нормы рен­та­бель­но­сти» и «нормы об­ра­зо­ва­ния при­бы­ли». А также «самые кра­си­вые здания» в ре­ги­о­нах и но­вень­кие бле­стя­щие ма­шин­ки перед ними, о ко­то­рых и го­во­ри­ла так эмо­ци­о­наль­но Ва­лен­ти­на Ива­нов­на.

По сути, будем го­во­рить прямо, это та самая «от­рыж­ка де­вя­но­стых». Когда под ло­зун­га­ми «все для рынка, все для победы» и «сде­ла­ем все, как на Западе» со­зда­ва­лись раз­но­го рода ле­галь­ные схемы корм­ле­ния для разных ува­жа­е­мых людей. Сейчас уже окон­ча­тель­но офор­ми­лась па­ра­зи­тар­ная «ком­мер­че­ская про­слой­ка», един­ствен­ный смысл су­ще­ство­ва­ния ко­то­рой — «ре­гу­ли­ро­ва­ние фи­нан­со­вых по­то­ков». И та самая пре­сло­ву­тая «от­чет­ность», ко­то­рая так мучит в ме­ди­цин­ских учре­жде­ни­ях всех — и па­ци­ен­тов, и самих врачей. Ну и ко­неч­но, раз­ветв­лен­ней­шая сеть кор­по­ра­тив­ных лоб­бист­ских струк­тур, охра­ня­ю­щих, как во­дит­ся, «ин­те­ре­сы рынка» и неустан­но ра­ту­ю­щих за его рост.

Так что отпор Мат­ви­ен­ко, за­су­нув­шей палку в му­ра­вей­ник, при­ле­тел мо­мен­таль­но. Первые пуб­ли­ка­ции с об­ви­не­ни­я­ми главы Совета Фе­де­ра­ции в «ничем не обос­но­ван­ном по­пу­лиз­ме», «неком­пе­тент­но­сти» и по­пыт­ках «раз­ру­ше­ния ме­ди­цин­ской си­сте­мы страны» по­ле­те­ли вовсю. И эта кам­па­ния была при­оста­нов­ле­на опять-таки только слу­чив­шей­ся в Ке­ме­ро­во тра­ге­ди­ей. Хотя, если так разо­брать­ся, то ни о какой «ме­ди­цин­ской си­сте­ме» Ва­лен­ти­на Ива­нов­на на данном этапе вот вообще ни разу не го­во­ри­ла: речь шла пока ис­клю­чи­тель­но о «си­сте­ме фи­нан­со­вой». То есть о воз­вра­ще­нии го­су­дар­ствен­ных по сути средств, со­би­ра­е­мых го­су­дар­ствен­ны­ми фис­каль­ны­ми служ­ба­ми, на го­су­дар­ствен­ные же — как фе­де­раль­ные, так и ре­ги­о­наль­ные — бюд­жет­ные счета.

А делать это необ­хо­ди­мо. Только в 2015 году си­сте­ма ОМС, по под­сче­там Счет­ной палаты, «куда-то по­те­ря­ла» больше 30 мил­ли­ар­дов рублей. Они были по­тра­че­ны на услуги «стра­хо­вых по­сред­ни­ков», просто ки­нув­ших бюджет и не вы­пол­нив­ших свои обя­за­тель­ства. И им за это, пред­ставь­те себе, ничего не было: какие «хи­ще­ния» — ну, они ком­мер­сан­ты же.

А в конце про­шло­го года было за­фик­си­ро­ва­но уве­ли­че­ние та­ри­фов по ряду услуг в си­сте­ме ОМС до 39%. И это в то время, пока сред­ства для ле­че­ния тя­же­ло­боль­ных детей граж­дане России про­дол­жа­ют «со­би­рать по те­ле­ви­зо­ру», ибо они, как и многое другое, «в стра­хо­вые случаи не входят».

И вот с этой жуткой си­сте­мой «ком­мер­че­ско­го ин­те­ре­са на го­су­дар­ствен­ной ме­ди­цин­ской почве» сле­ду­ет как можно более при­сталь­но разо­брать­ся.

О чем, соб­ствен­но, Ва­лен­ти­на Мат­ви­ен­ко и го­во­рит.

Спикер пред­ло­жи­ла со­здать доб­ро­воль­ную стра­хо­вую си­сте­му, в ко­то­рой граж­дане по же­ла­нию будут поль­зо­вать­ся услу­га­ми част­ных стра­хо­вых ком­па­ний, по­ли­кли­ник и боль­ниц. А го­су­дар­ствен­ную ме­ди­ци­ну оста­вить го­су­дар­ствен­ной, до­ступ­ной и бес­плат­ной для всех граж­дан России. С прямым фи­нан­си­ро­ва­ни­ем как из фе­де­раль­но­го, так и из ре­ги­о­наль­ных бюд­же­тов. За счет тех средств, ко­то­рые сейчас просто пе­ре­те­ка­ют «ре­гу­ли­ру­ю­щим потоки» стра­хов­щи­кам.

И кстати, это яв­ля­ет­ся за­ло­гом «ре­фор­ми­ро­ва­ния ме­ди­ци­ны» и «ис­прав­ле­ния ошибок», о ко­то­рых го­во­рил в своем по­сла­нии Фе­де­раль­но­му со­бра­нию пре­зи­дент. Потому как у «ком­мер­сан­тов» ни­ка­ко­го ко­зыр­но­го ин­те­ре­са в «боль­ни­це в каждом селе» быть не может просто по опре­де­ле­нию. И это вовсе не потому, что они «враги»: просто пер­во­оче­ред­ная задача любой ком­мер­че­ской струк­ту­ры — это оп­ти­ми­за­ция рас­ход­ной и до­ход­ной части и «из­вле­че­ние при­бы­ли».

Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки: РИА Но­во­сти

https://aftershock.news/?q=nod…

https://cont.ws/@grand/904876

 

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Adblock
detector