Андрей * предлагает Вам запомнить сайт «Фейков нет. Только достоверные новости»
Вы хотите запомнить сайт «Фейков нет. Только достоверные новости»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Сейчас обсуждаем
Почему Путин дал команду Медведеву снять главу Росалкоголя
23 июл, 14:04
0 2
Путин сдал назад, политическое крепостное право пошатнулось…
22 июл, 05:54
+4 3
Прилепин: предложение Путина о референдуме ставит Украину на место
22 июл, 18:37
+1 1
«Дело 12 шпионов» может обернуться победой России и катастрофой для США
21 июл, 22:23
+1 1
"Новичок" в очередной раз побежден
21 июл, 00:48
0 1
Депутат Госдумы пожаловался: "Маленький лейтенантик, вот такой шпингалет остановил!"
1 ноя 17, 08:44
-240 319
Швейцарский опыт пенсионной реформы
20 июл, 14:46
0 3
Форпост Евросоюза. Немецкая награда для прибалтийского трио
20 июл, 10:10
0 1
ЮРИЙ СЕЛИВАНОВ: НЕ СМЕТЬ МЕШАТЬ ПУТИНУ!
19 июл, 23:23
0 1
«Свидомые патриоты» призвали генпрокурора Луценко ФИФА расформировать, а её президента Инфантино посадить
19 июл, 10:08
+1 1

Ямал - мегапроект 20 века

развернуть

Ямал - мегапроект 20 века

Ямал - мегапроект 20 века

Сразу несколько восторженных статей появились по поводу первой отгрузки сжиженного газа (СПГ) и Сабетты по проекту «Ямал-СПГ». Буйно экзальтированные граждане, как водится, подвергли остракизму и закидали тухлыми яйцами граждан, которые не разделяют такой оптимизм. Дискуссия плавно перешла в споры о необходимости освоения Арктики. Появилось мнение: пускай «Ямал-СПГ» и хоть и концессия по факту, а государство дает льготы и не получает ничего, зато появляется куча ништяков:

Арктический морской глубоководный порт, арктический аэропорт, арктический поселок, огромный завод с уникальными технологиями сжижения в условиях Арктики, инфраструктура в сложнейших природных условиях, разработка труднодоступных месторождений, загрузка Севморпути, рабочие места, опорная точка для развития всего этого труднодоступного региона и прочее.

Замечательно. А теперь, для начала, давайте глянем на историю, чтобы окончательно прояснить все эти вопросы. Возможно, что просто рассмотрение не так уж древней истории, но, видимо, забытой, поможет этому.

Итак: Ямал - полуостров сокровищ.

Ямал- являлся и является и частью Российской империи.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/5984/5984_900.jpg

Местные жители, конечно, давно живут в благоустроенных поселках, но не забывают традиционные промыслы.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/19446/19446_900.jpg Бованенково, 2006.

Полуостров осваивался постепенно, но масштабное освоение связано с природным газом. Все крупные месторождения открыты в 60-70-х гг. Самое крупное месторождение (Бованенково) названо в честь первооткрывателя (Вадим Бованенков). Первый этап связан с освоением материковых месторождений (Уренгойское, Ямбург, Медвежье и др.), который в свою очередь связан с программой освоения Западной Сибири.. Вторым этапом должен был стать этап непосредственного освоения самого полуостров Ямал в соответствии с постановление ЦК КПСС и Со­вета Министров СССР №797 от 20 августа 1985 г. «О ком­плексном развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в 1986-1990 гг.».

Проектом, в разработке которого принимали участие все институты отрасли и много смежных отраслей, предусматривалось уже в 1991 г. начать на Ямале добычу природного газа с самого крупного, расположенного в центральной части полуострова Бованенковского месторождения и выйти к 1996 г. на максимальный уровень добычи с поэтапным вводом в эксплуатацию сначала Харасавэйского, а к 2010 г. Крузенштерновского, Нейтинского, Арктического, Северо-Тамбейского и других месторождений. (Здесь и далее фрагменты из книги «Ямал-полуостров сокровищ»)

Картинки по запросу месторождения газа ямал

Именно в таком порядке, как указано в постановлении, что объясняется элементарной логикой (логистикой): сначала самое крупное месторождение (как база), а затем разработка территорий по мере удаления, но вторым по очереди был Харасавэй, поскольку месторождение совмещено с портом.

Для транспортировки газа с Ямала совместным прика­зом № 248/411 Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и Министерства газовой промышленности от 28 октября 1986 г. предполагалось проложить из района Бованенковского газоконденсатного месторождения через Ухту шесть ниток га­зопроводов.

Строительство железной дороги, связывающей станцию Лабытнанги с центром полуострова, и автомобильной дороги поручалось Мини­стерству транспортного строительства. По поручению Бюро Совета Министров СССР по топливно-энергетическому комплексу Институт комп­лексных транспортных проблем при Госплане СССР в 1988 г. дал свое заключение: наиболее целесообразным признавался вариант строительства именно железной дороги. В итоговых документах (в том числе в заключении Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР от 26 апреля 1988 г. и других отмечалось, что помимо экономии капитальных вложений и эксплу­атационных затрат железнодорожная линия обеспечит надежность и круглогодичность доставки грузов и более всего отвечает требованиям экологической безопасности.

В начале 1986 г. вновь созданный коллектив начал строительство железнодорожной магистрали от станции Обская Северной железной дороги к месторождению Бованенково на западном берегу полуострова Ямал, вбли­зи мыса Харасавэй. Протяженность железной дороги Обская - Бованенково должна была составить более 500 км. Она полностью должна была проходить за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты. Аналогов железнодорожного строительства из-за особых геологических, климатических и природных условий не было ни в отечественной, ни в мировой практике. Как следствие, для создания проекта магистрали не было строительных норм и правил.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/7489/7489_900.jpg

Эта карта примерно 2008-09 гг. Но очень четко видно, что все шло как раз в соответствии с постановлением ЦК КПСС, только с лагом по времени почти в 30 лет. В свою очередь план строительства ж/д частично проходил по маршруту ж/д (Стройка №502) до порта Мыс Каменный, где как раз планировался порт Севморвути в 40-е года 20 века. По трубе, кстати, оставались сомнения и, как вариант, предлагалось пустить трубу через Новый порт и Обскую губу в Ямбург, но все-таки, победил советский вариант.

Основной поток грузов для строителей и газовиков в район Бованенковского месторождения шел по проложен­ному в 1976 г. ледокольному маршруту Мурманск-Ямал. Местом концентрации грузов был выбран все тот же Мурманск, где с морским пароходством были заключены договоры на приемку, пе­реработку и доставку к мысу Харасавэй около 30 тыс. т раз­личных грузов для Ямала.

В последних числах марта 1987 г. вышли из Мурманска и взяли направление на Харасавэй. Через сутки пути в открытом море подошли к кромке ледяного покрова, где ожидали два аналогичных сухогруза — «Пионер Молдавии» и «Пионер Карелии» с направлением в Дудинку, атомный ледокол «Россия» и дизельный ледокол «Мурманск». Вскоре подошел танкер «Ленинск-Кузнецкий» для Карской геологоразведочной экспедиции, сопровождаемый из Архангельска атомным ледоколом «Сибирь». И караван из семи судов двинулся дальше по маршруту Северного морского пути.

К Харасавэю подошли 4 апреля 1987 г. и встали в 20 км от берега в точке, указанной гидрологами. Атомные ледоколы же, закончив свою часть операции, дали прощальный гудок и взяли курс на Дудинку для проводки двух «Пионеров». Оставшийся дизельный ледокол «Мурманск», у которого осадка меньше, ночью проделал многокилометровый коридор в припае, куда утром следующего дня вошел «Архангельск». Ледокол, маневрируя, медленно подтолкнул сухогруз вперед, пока не удалось, как говорят моряки, «зарубиться» — вклиниться в лед, не испортив его. Началась спешная разгрузка, чтобы суда успели выйти по проторенному ледоколами среди льдов фарватеру.

Ну вот и свидетельство по Севморпути. Все-таки порт Харасавэй планировался как основной порт. Про порт Сабетту тогда и не знали. В книге я встретил только одно упоминание о Сабетте и только в качестве опорного пункта снабжения.

Одновременно со строительством железной дороги по­становление №797 содержало и поручение построить в Лабытнангах на берегу Оби крупный речной порт для приема строительных грузов, необходимых всем, кто был подключен к освоению углеводородных месторождений полуострова Ямал.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/19175/19175_900.jpg

Это фото с вертолета Надым-Бованенково. Протока в Обской губе. Видны баржи. Это 2006 год, позже такие баржи шли нескончаемым караваном. Основные грузы шли через порт Харасавэй и на баржах из Оби (Лабытнанги) и Пура (Коротчаево, близ Нового Уренгоя) вокруг Ямала в речку Сеяха. Бованенково расположено на этой реке примерно в 40 км от Карского моря. Река вполне судоходна.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/19946/19946_900.jpg Река Сеяха, близ Бованенково, 2006 г.

Для строительства и эксплуатации магистральных газопроводов с полуострова Ямал предполагалось соорудить 2 тыс. км постоянно действующих автомобильных дорог и 7 тыс. временных.

Буровые работы активно повела созданная в сентябре 1986 г. Ямальская экспедиция глубокого бурения, преоб­разованная вскоре в трест «Северспецбургаз», базировав­шийся в Ухте.

К 1991 на Бованенково пробурили более 600 скважин, сам видел кусты за номером 60 (в кусте от 8 скважин), так и стояли как статуи острова Пасхи в тундре почти 20 лет. Дальнейшая история Бованенково хорошо известна: 1991 г., рубеж, все прикрыли. Вновь начали активно осваивать только в середине 00-х годов. Активная фаза – 2007г. Ж/д готова в 2009 г., само месторождение Бованенково – 2012 г. Для контраста фото 2006 г.: последствия катастройки, я лично насчитал штуки три (или четыре) целых буровых установок в тундре по пояс в болоте, памятники той эпохи, их видно далеко (все-таки почти 50 м высотой), но по ним можно судить, как спешно народ покидал эти места, даже технику всю побросали.

https://ic.pics.livejournal.com/vadim44622/33231898/19514/19514_900.jpg Бованенково, 2006

Выводы.

Ни один пункт турбо-патриотов (кроме завода СПГ) не подтверждается, все уже было сделано другими людьми и в другое время. Фактически проект Сабетта появился на базе более крупного проекта, который осуществлялся с 80-х годов 20 века.

 


Источник →

Опубликовано 14.01.2018 в 01:59

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Кох: Бедный Вова Путин, ты у…

Кох: Бедный Вова Путин, ты умрешь брошенный всеми в собственных нечистотах

7 мар 17, 00:08
-296 537
Провокация ФСБ

Провокация ФСБ

22 апр, 11:38
-275 156
Депутат Госдумы пожаловался:…

Депутат Госдумы пожаловался: "Маленький лейтенантик, вот такой шпингалет остановил!"

1 ноя 17, 08:44
-240 319
Путин играет с огнём, разреш…

Путин играет с огнём, разрешая Ксении Собчак баллотироваться кандидатом на пост президента РФ

18 окт 17, 11:01
-170 248
Санкции против России ввели …

Санкции против России ввели по приказу Путина

31 янв, 18:07
-144 215
Как нас будут убивать

Как нас будут убивать

15 окт 17, 11:01
-120 230
Читать

Последние комментарии

Виктор Михайлович
ОТМЕНИТЬ...
Виктор Михайлович Почему Путин дал команду Медведеву снять главу Росалкоголя
Виктор Михайлович
СНЯТЬ МОРАТОРИЙ СО СМЕРТНОЙ КАЗНИ!!!
Виктор Михайлович Почему Путин дал команду Медведеву снять главу Росалкоголя
Аркадий Сотников
Александр Щукин
Тупой поверхностный комент
Александр Щукин Путин сдал назад, политическое крепостное право пошатнулось…
А АА кому вопрос?--то? Знаменский