Боевые беспризорники: война и мир курдов

Эти ребята воюют так, что весь мир удивляется. У курдов нет государства, зато есть неистощимый запас безбашенности и веры в светлое будущее. Их женщины прекрасны и отважны. Но как бы курды ни старались, судьба не дает им спокойной жизни на собственной земле. Что же мешает столь крутому и многогранному народу обрести своё государство?

Военные формирования курдов сопоставимы по численности с вооружёнными силами крупной европейской страны, а имеющегося у них тяжелого вооружения хватит для оснащения целой армии. Курды неслабо проявили себя в боях с ИГИЛ, сумев отстоять большую часть своей территории. Но воевать с регулярными войсками стран проживания эти герои почему-то не торопятся.


«Головная боль» региона

Курды традиционно живут на территории четырех государств: Турции, Ирана, Ирака и Сирии, которым постоянно создают политические и военные проблемы. По сути, на Ближнем Востоке они играют ту же роль, что и кавказские народы в современной России. Для властей государств, где они проживают, курдский вопрос — постоянная головная боль. Но есть в их положении и заметные отличия. В Сирии и Ираке, успешно «демократизированных» при помощи США, курды располагают вполне легальными вооружёнными формированиями. А в Турции и Иране у них есть лишь партизанские отряды, периодически досаждающие местным силовикам.

Наиболее сильны курды в Ираке, где они вплотную приблизились к тому, чтобы дожать центральное правительство в Багдаде и создать собственное государство. Этому изрядно поспособствовали американцы, разбившие в 2003 году главного врага курдов — Саддама Хусейна с его армией. США же помогли курдам получить широкую автономию. По конституции 2005 года Иракский Курдистан имеет собственное правительство, парламент и вооружённые силы, а иракским силовикам появляться на его территории запрещено. Но вместо того, чтобы объединиться, а затем уйти из-под багдадской «крыши», отдельные курдские кланы принялись с азартом делить доходы от экспорта нефти.

Демократия или смерть?

Курдские отряды в Ираке называются «пешмерга» («идущие на смерть») и, судя по официальным данным, они очень сильны. Их численность составляет от 150 до 200 тысяч человек, что является крупной армией даже по меркам Западной Европы. На вооружении «пешмерги» состоят около 300-400 танков Т-55, Т-62 и Т-72, а также несколько сотен устаревших плавающих танков ПТ-76 и БМП-1. Из артиллерийских систем имеется некоторое количество РСЗО «Град», а также советских и американских гаубиц. Из стрелкового оружия — АК калибра 7,62 мм, американские штурмовые винтовки М16, М4, немецкие G36 и G3, снайперские винтовки М40 и Barrett M82A1. Есть у «пешмерги» как советские гранатометы типа РПГ-7, так и более современные западные модели.

Сирийские курды выглядят скромнее. «Демократические силы Сирии», в которых состоят как курды, так и местные арабы-сунниты, насчитывают около 50 тысяч человек. Это в три-четыре раза меньше иракской «пешмерги». Сирийских курдов активно вооружают США. Совсем недавно, в начале ноября этого года, американцы передали им 120 грузовиков с различным оружием, включая бронеавтомобили «Хаммер», реактивные снаряды, ракеты с тепловым наведением, пулемёты, миномёты, штурмовые винтовки и различные боеприпасы. Причина такой любви США к сирийским курдам достаточно прозаична. Американцы считают их оппозицией Башару Асаду, при этом курды в отличие от исламистов являются довольно цивилизованной и — что важно — светской силой, которая не склонна устраивать массовые казни «неверных» и «мунафиков» со съёмкой на видео.

Что-то пошло не так…

Главная проблема курдов не в слабости военного потенциала, а в отсутствии внутреннего единства. Характерный пример — сдача в октябре богатого нефтью района Киркука, который «пешмерга» несколько лет назад отбила у ИГИЛ и иракской армии. Из-за разногласий между Демократической партией Курдистана, возглавляемой президентом Масудом Барзани, и оппозиционным Патриотическим союзом Курдистана Киркук был фактически сдан иракской армии. Военные отряды Патриотического союза просто отказались защищать район, что привело к быстрому обрушиванию фронта и отступлению «барзанистов» (сторонники Барзани) вплоть до курдской столицы — Эрбиля. Желанным призом, который заполучил Багдад, и упустили курды, стали нефтяные поля Киркука.

В интервью СМИ «барзанисты» говорили, что воевать с одними автоматами против иракских «Абрамсов» они не могут, а в кадрах видеохроники на курдской стороне мелькала отнюдь не только легкая бронетехника. Так что если бы курды решили оборонять Киркук, иракская армия вполне могла бы обломать об него зубы. «Пешмерга» имеет большой боевой опыт, и исход затяжных уличных боёв был совершенно неясен. Однако, район сдали, а кланы продолжили грызться между собой.

Стоит отметить, что причин потери Киркука может быть несколько. Во-первых, курды намеренно завышают свои «официальные» военные силы, чтобы напугать возможных противников будущими потерями. Во-вторых, столкновение с иракской армией не одобрили бы американцы, без которых курды лишатся поставок оружия. А в-третьих, на курдов надавил Иран, которому их усиление по соседству со собственными курдскими районами вовсе ни к чему.

Главный же вывод, который можно сделать в этой ситуации — собственное государство курдам не светит. По крайней мере, в ближайшее время.

Александр Шустов

 

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Adblock
detector