Свежие комментарии

  • Горбатюк Валерий
    Естественно, что у других рыб этого нет, наши только селедку пердеть учили, чтобы проход подводных крейсеров замаскир...Никчемная работа
  • Назин Владимир
    Придурок купленный. Зачем Путину развивать собственное производство, на их век хватит нефти, газа, алмазов и леса. Эт...Мог ли Путин спас...
  • Костя Ермолаев
    Что за придурок пишет такие статьи.Мог ли Путин спас...

Почему мы такие, или истоки русского менталитета

Почему мы такие, или истоки русского менталитета

Почему мы такие, или истоки русского менталитета

Каждому народу присущи характерные черты, что бы там не твердили об общечеловечеких ценностях. Ценности-то может и одни, но, чтобы достичь сии блага, народы шли разными, зачастую удивительными путями, что и наложило на их характер свой отпечаток.

Попала мне в руки старая книжка: "Очерки о крестьянстве в России второй половины ХIХ века", и неведомый мир открылся перед глазами. Увы - не имея ни малейшего представления об устройстве жизни наших предков, как часто беремся мы судить, почему русские такие или этакие:) Книга написана людьми, жившими в то время, и у меня нет оснований им не доверять.

Лично мне представляется наиболее характерной чертой нашей - это вечное противостояние между жизнью по закону и жизнью по справедливости, "по правде", как говорили наши пращуры.

Жить по писаному закону - это выполнять волю совершенно неведомых нам людей, которые, надеюсь, из лучших (ой ли?) побуждений считают, что в данной ситуации надо поступать вот так.

А по справедливости - когда ВСЕ задействованные в ней приходят к согласию, что поступать надо именно так. Чуете разницу?

Скажем, несколько сот лет назад, когда русские медленно, но неуклонно расширяли свое жизненное пространство (при этом не выкашивая под корень местное население, буде оно там попадалось, в отличие сами знаете от кого) пришла группа новых поселенцев в необжитые места.

Надо сводить лес, избавляться о кустарников. В одиночку и пытаться не стоит - корчевать вековые деревья можно только сообща. Несколько лет совместного (не отсюда ли идут истоки известной склонности к коллективизму?) труда на пределе сил - появилось пригодное для земледелия пространство. Общее, не так ли? Вопрос - как его делить? Отведите глаза от дисплея и подумайте, как бы вы организовали это дело. Посмотрим, насколько понятие о справедливости современного жителя России совпадает с таковым понятием его предков.

Вот как описывает один из вариантов Н.Н.Златовратский.

Представьте себе, что какое-то количество земли отдано в пользование группе людей, не имеющих никакого понятия об общинном владении и вообще не знающих никаких общинных традиций, например группе оставленных за штатом чиновников. Предположим, что эти чиновники сами будут заниматься хлебопашеством, личным, а не наемным трудом. Несомненно, что согласно традициям городской жизни, они разбили бы всю землю тотчас на отдельные участки, по семьям и на каждую семью участок во столько десятин, сколько в семье душ мужского пола.

Эти совершенно отдельные участки отгородили бы один от другого заборами и изгородями; каждый на своем участке поставил бы двор с маленьким домиком, в провинциальном вкусе, и пустил бы во двор зубастых собак.

(как похоже на наши дни, не так ли?:) Общую сумму подати они разбили бы на части, пропорционально величине каждого участка.

Затем каждому было бы предоставлено свободно жить за свой собственный страх и риск и на собственную ответственность: одни плодились бы на своем уголке, другие - вымирали; одни богатели, другие беднели; одни исправно выплачивали подати, другие бы подвергались взысканиям, и наконец, аукционной продаже своих участков; чтоб избежать последнего - бедняки должны были бы занимать деньги у более состоятельных, но это не отвратило бы от беды, на следующий год пришлось бы заложить свои участки богатым. В конце концов эта поземельная коммуна превратилась бы в три-четыре больших участка, перешедших в обладание 3-4 разбогатевших собратий.

Прочие 45-50 отставных чиновников с семьями должны будут или поступить в батраки к разбогатевшим собратам, или арендовать у них некогда бывшую собственность, или идти искать заработков на стороне, превратившись в бездомных пролетариев. Таков неизбежный ход такого владения землей, обычно противопоставляемым общинному владению

Русские люди считали подобный ход событий несправедливым и нашли способ ему противостоять.

Как поступит с полученной землей русская крестьянская община?

Почему мы такие, или истоки русского менталитета

Она никогда не может начать распределения с акта раздела земли. Прежде всего она выберет удобный кусок земли из общего ее количества и отведет его под усадьбы, на котором и осядет всей общиной. Из усадебной земли отводит участки под дворы для каждой существующей в данный момент семьи и строит сообща, помогая друг другу, избы. Помня о росте семей, община отводит в запас под усадьбы более земли, чем нужно сегодня. Таков первый этап распределения.

Затем основные земли... распадаются на три основные части: на пашню, покос и выгон. Пашня дробится на три поля - пар, озимое и яровое. И, наконец, как эти поля, так и луга распадаются на так называемые еми. Емь - это часть поля известного качества; ее определяют состав и свойства почвы, нагорное или низкое расположение, направление скатов для стока воды, близкое или далекое расстояние от дороги и усадеб. Все это будет учитываться при распределении по семьям. Но земля никогда не станет собственностью семьи, она останется собственностью общины. Почему?

Да потому, что высшей ценностью остается справедливость, а участки, как не крути, отличаются по своим качествам, и справедливо ли будет, если лучшие куски навечно перейдут одним, а худшие другим?

Поэтому существовал такой инструмент, как периодический передел участков. Помимо качества земли, имел значение и такой фактор, как количественный состав семьи.

Судите сами. Возьмем несколько семей, состоящих из шести человек. Одна состоит из крепкого мужика, его жены, трех малолетних детей и слабосильной бабки. Другая из мужика в возрасте, хворой жены и четырех вошедших в силу сыновей. Третья из вдовы, трех ядреных дочек и деда со старухой. И еще куча вариантов.

Так вот справедливость в понимании того времени состояла в получении стольких наделов, сколько в семье человек, способных ее обрабатывать. Поделить поровну - значит часть земли будет просто зарастать бурьяном, сил обработать ее у семьи не будет. В то же время часть работников других семей останется не у дел. Но подати (налоги) с общины никто не отменял, и позволить себе ни первый, ни второй вариант, она не может.

Но вот прошел какой-то отрезок времени. Те, кому земля попалась похуже, имеют право тоже попользоваться хорошей землей, раз она общая. Кроме того, состав семей изменился - кто-то поумирал, подростки вошли в силу, девки вышли замуж и ушли в другие семьи - наступает время передела.

И вот это сложное мероприятие, с учетом всех вышеперечисленных факторов, производится всем миром и до полного согласия всех участников. А помните, как у нас привычно стало издеваться над единогласным согласием, "одобрямс" называемым? Ну, мы-то куда умнее предков :)

Они старались добиться осуществления права каждого члена общины на труд, а нам пытаются много лет втюхать в голову, что некий уровень безработицы есть дело благое, конкуренцию создает. А кто проиграл в ней - пусть сдохнет.

Не знаю, как вам, а мне было крайне интересно узнать, как сложно и разумно был устроен мир моих предков, которых сейчас всякая гнусь называет рабами, холопами и быдлом.

Учитывая нелюбовь многих к длинным текстам, сегодня на этом закончим. Но цикл этих заметок будет иметь продолжение.

Я тут вот о чём подумал...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх