Свежие комментарии

  • Надежда Захарова
    Кока-​кола и Пепси-​кола. Макдональдс, Джонсон и Джонсон, Пивные компании, Пицца-​хат, И все сетевые компании по еде ...Санкционная война...
  • vladimir vedenkin
    Му-му продолжаем, видимо чтобы пиндосы базы успели организовать на территории укропии..."Дело пахнет керо...
  • Mihail Mirov
    По некоторым вопросам... наши туго соображают, поэтому, как "интеллигенты" возмущение только выражают."Дело пахнет керо...

Александр Халдей. Легко ли быть католиком?

Александр Халдей. Легко ли быть католиком?

Александр Халдей. Легко ли быть католиком?

У нас в России многие далёкие от религии люди, как правило, из числа вечно блуждающих в духовных поисках полуинтеллигентов, католицизм предпочитают православию прежде всего из-за того, что у католиков во время службы можно сидеть. У православных перед лицом Бога сидеть не принято — если только вы не немощный и больной человек. За эти послабления человеческой немощи наши носители западной культуры в наши дремучие палестины католический уклад очень уважают.

Дальше различия начинаются более глубокие, но их стоит немного сравнить между собой, чтобы понять, насколько разными являются представления о человеке у католиков и православных. Ведь нынешний безбожный мир Запада вырос из католической сутаны. И если он стал именно таким, значит, к католичеству стоит присмотреться повнимательнее.

Католики всегда шли на поводу у слабостей человека. Православные эти слабости считали главной опасностью для духа, и не только потому, что католики во время мессы сидят, а православные стоят. Сама месса длится намного меньше православной литургии. Служба у католиков в обычные дни длится 45 минут. У православных два часа. Католики большую часть мессы сидят, вставая лишь в определённых местах. Православные всю службу стоят.

Александр Халдей. Легко ли быть католиком?

Служба у православных

Великий пост у православных начинается в понедельник — у католиков в среду. Два дня они выигрывают — мелочь, а приятно. Первая неделя Поста у православных самая жёсткая и строгая. Перед Постом на воскресной литургии полагается исповедаться и причаститься, чтобы войти в Пост как подобает христианину. Весь процесс глубоко внутренний. Масленицу православные не празднуют, это праздник языческий. Пока безбожники водят хороводы, прыгают через костёр и объедаются блинами, православные готовят тело и душу к длительному испытанию постом и молитвой.

Александр Халдей. Легко ли быть католиком?

Это не спектакль и не лекция. Это католики во время службы

Католики не только пропускают воскресенье, понедельник и вторник. Они ещё и в среду не причащаются, а мажут лоб крестом как символ покаяния. Это называется «пепельная среда». Священник мажет лбы верующих маслом и посыпает головы прихожан пеплом от сжигания пальмовых листьев с прошлогоднего Вербного Воскресенья.

При этом он говорит: «Покайтесь и верьте в Евангелие». Эти слова символизируют раскаянье и сердечное сокрушение. Раньше было принято валяться в пыли — в напоминание о тленности человеческой природы. Говорили: «Помни, что ты прах и в прах возвратишься». Сейчас в пыли валяться не требуется, на смену пришло посыпание головы пеплом. Хотя слова о прахе тоже могут быть сказаны.

Тут надо сказать, что у католиков и у православных огромная разница в понимании причастия. Католики считают, что Тайную Вечерю повторить невозможно, и потому они её лишь символизируют, вспоминают о ней.

Получается, что реально повезло лишь 12 апостолам, которые смогли сидеть с Христом за одним столом и принимать из Его рук хлеб и вино, пресуществлённые таинственным образом в Его плоть и кровь, преображающие и исцеляющие повреждённую грехом человеческую природу. Все остальные могут лишь об этом вспоминать и это символизировать.

Православные считают, что воспоминанием о вчерашнем обеде сегодня сыт не будешь. И потому они считают, что Тайная Вечеря вновь и вновь каждую литургию повторяется так же, как 2000 лет назад. Здесь отступает время. И в этом мистическая сила христианства и центр его вероисповедания. Смысл христовой жертвы именно в том, что люди получили возможность настоящего причастия, а не его символа или воспоминания о нём.

Александр Халдей. Легко ли быть католиком?

Причастие у православных

И потому у католиков причастие — это облатка, кружочек непонятного происхождения, который кладут на язык причащающимся прихожанам католические пасторы. Облатка — не тело и кровь Христа под видом хлеба и вина, а лишь их символ. Воспоминание. Люди не соединяют свою природу с Богом, а вспоминают, как это соединение совершили 12 счастливчиков 2000 лет назад.

Александр Халдей. Легко ли быть католиком?

Причастие у католиков

Надо сказать, что в канун православной Пасхи схождение божественного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме католики не встречают. Воспоминания о схождении благодатного огня идут из мрачной глубины веков, со времён первых крестовых походов в Иерусалим. После разделения христиан на католиков и православных были попытки получить огонь католическими священниками в храме Гроба Господня. Все они были безрезультатны.

С тех пор пасхальный огонь из храма Гроба Господня католики не получают. Они вместо этого разводят костёр во дворе храма и от него зажигают свои пасхальные свечи. То есть тут тоже символ, знак реальности, заменяющий саму реальность.

Вообще вся католическая религиозность — это знак. Символ. Картинка. Символ покаяния. Символ причастия. Символ схождения огня. Со временем возник символ святости. Символ религиозности. Символ праведности. Стигматы — именно католический феномен. Это символ страданий. Именно этими внешними признаками католики воодушевляют паству.

Православная религиозность имеет восточное, а не западное понимание. Здесь символы под подозрением. Они считаются опасным соблазном. Ведь бесы могут превращаться в видимые символы святости. И спасти может лишь внутреннее сердечное чувствование, а это невидимое глазу состояние.

Сам Великий Пост у католиков отличается от православного. Весь пост у православных запрещается есть все виды животной пищи: мясо, птицу, рыбу, молоко и сливочное масло, яйца, творог, сметану. Изделия из теста — без добавления яиц. Послабления делаются лишь два раза во время Великого поста: на Благовещение и в Вербное воскресенье, когда можно вкушать рыбу. На Лазареву субботу можно есть рыбную икру.

Монастырский устав в первый день Великого поста и вовсе предписывает полный отказ от еды. Только вода, и это все первые сутки. Для тех, кто послабее, разрешено сухоядение: пища, не прошедшая тепловую обработку, без добавления растительного масла. Это хлеб, фрукты, сырые овощи.

Смысл поста не в отказе от еды, а в отказе от удовольствий. Поэтому есть досыта даже постную пищу нельзя — это чревоугодие и нарушение правила поста. Приятность поста не в чревоугодии по разрешённым правилам, а в духовном очищении. Для этого нужно вставать из-за стола всегда немного голодным.

Католики постятся иначе. Они прежде всего ввели разные понятия словам «пост» и «воздержание». «Пост» у католиков — это отказ от мяса, яиц и молока. Рыбу можно. Есть досыта можно один раз в день, в другие разы нужно уменьшить порцию наполовину.

Но «пост» во время поста тоже не каждый день. Есть ещё дни «воздержания». Это когда нельзя есть только мясо, а можно яйца, рыбу, молочные продукты и продукты с содержанием животных жиров.

Так вот во время Великого поста у католиков действуют традиционная и современная системы. Традиционная — это когда с понедельника по субботу — постные дни, по пятницам и в Пепельную среду — пост и воздержание, в Великую Субботу (на Страстной неделе перед Пасхой) — пост и воздержание, все прочие воскресенья — обычные дни, когда можно есть всё и в любом количестве.

Современная система ещё более облегчённая: Пепельная среда — пост и воздержание, также воздержание по пятницам Великого поста, в Великую Пятницу на страстную неделю, — пост и воздержание, в Великую Субботу рекомендуется (но не требуется) пост и воздержание. В остальные дни — обычное питание.

Такой вот Великий пост у католиков.

Кроме того, православные строго постятся каждые среду и пятницу на протяжении всего года. В среду Христос был предан, а в пятницу умер на кресте. У католиков пост в течение года по средам, пятницам и субботам, хотя сейчас практически не употребляется.

У православных перед причастием есть и пить запрещено. Потому причащаются по воскресеньям утром натощак. Накануне в субботу соблюдают пост. Католикам нельзя есть за час до причастия в любой день и в любое время суток.

Совпадают требования у католиков и православных относительно допустимого возраста, с которого можно поститься. Это с 14 лет до конца жизни для некоторых пищевых ограничений, а полный пост с 21 года до 60 лет у католиков и до 59 лет у православных. И у обоих — при отсутствии ограничений по здоровью можно поститься до глубокой старости.

Сейчас католики пребывают в состоянии раскола: папа не благословляет браки ЛГБТ, но треть епископата открыто заявляет о неподчинении и намерении благословлять и в будущем своих гомосексуальных прихожан. Они утверждают, что понятие греха в богословии размыто и неопределённо, и потому тут не следует рубить сплеча.

Православные священники тут более ортодоксальны и однозначны: анафема всем тем, кто с мужчиной ложится как с женщиной. Всё, что касается понятия греха, в богословии ясно и чётко проработано, а всё, что сверх того, то от лукавого.

Так что у православных нельзя сидеть на богослужении, допускать послабления в Великий пост, веровать напоказ (грех фарисейства) и благословлять гомосексуалистов. У католиков на богослужениях можно сидеть, в Великий пост можно допускать сильные послабления, покаяние и причастие — это то, что изображается символами, а ЛГБТ не более грешны, чем все прочие, и их можно благословлять. Во всяком случае, тех, кто не согласен с папой в этом вопросе, со службы не выгоняют, а с папой у католиков не соглашаться не принято.

Легко ли быть католиком, лучше всего понять могут лишь православные. Легко ли быть православным, понять могут лишь католики. Настоящая интеллигенция не в силах понять ни тех, ни других, потому что в основном равноудалена от обеих конфессий, и вообще с религией у неё вражда.

В наш век постмодерна любая религиозность трудна, кроме религии либерализма. Тут не то, чтобы сидеть во время богослужения, — тут и вовсе верить не требуется. Золотой телец требует чёрной мессы. А это уже совсем другая история.

 

Специально для ИА REGNUM

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх