Свежие комментарии

  • Максим Пипотя
    Зря отпустили....надо было бы лет 20 впаять....а потом на Бута поменять...Лукашенко выполни...
  • Виктор Козодоев
    теперь пусть там бастуетЛукашенко выполни...
  • Александр Романченко
    А ты что считаешь , что милиционер не должен защищаться при нападении на него? В Минске нет ни какого зверства со сто...Загадочный комите...

Как уральский Левша «Священную корову» для Рузвельта подковал

Как уральский Левша «Священную корову»  для Рузвельта подковал

В ноябре 1943 года летчику 750-го дальнебомбардировочного полка 17-й авиадивизии авиации дальнего действия, капитану Борису Тихомолову, выпало ответственное задание: доставить членов советской дипломатической делегации в Тегеран - на переговоры с англичанами и американцами.

Картинки по запросу Бомбардировщик «Боинг В-17»

Командировка на курорт

Не особо и сложное дело, учитывая опыт капитана, налетавшего сотни тысяч километров над бескрайними просторами Средней Азии и Кавказа еще в бытность гражданским летчиком, и еще сотни тысяч - в ночном фронтовом небе. Самолет - знакомый до звона, ПС-84, лицензионная копия легендарного американского «Дуглас DC-3», он же по-английски Dakota. Хороший аппарат постройки Ташкентского авиазавода, класс - «воздушный лимузин», то есть повышенной комфортности. А борттехника на перелет дали такого, что лучше и нельзя: Коля Романов - хороший знакомый Тихомолова еще по гражданке. Парень с Урала, челябинский, до войны работал в управлении полярной авиации, а это - марка! Делегацию в Тегеран летчики доставили аккуратно, получили местные суточные, натурально загуляли, как и полагается молодым, сильным, уверенным в себе мужикам. Дегустировали местные блюда и напитки, курили кальян, но - без злоупотреблений, ведь они эмиссары Советского Союза, а не кто-нибудь.

В общем, практически выпал фронтовикам курорт за казенный счет. Но война нашла способ о себе напомнить, причем самым невероятным образом.

«Священная корова»

Возвращаясь тихим утром на аэродром после очередного путешествия по ночному Тегерану, не вполне трезвые Тихомолов и Романов с большим интересом узрели новый самолет, прилетевший, по-видимому, ночью. Настоящий красавец! Четыре мотора, полированный дюраль, прекрасные, аэродинамически чистые обводы - глаз не оторвать! Бомбардировщик «Боинг В-17», «летающая крепость» в варианте пассажирской VIP-машины. На крыльях и фюзеляже американские опознавательные знаки - белые звезды в синем круге. И вот на крыле этого летающего шедевра ругательски ругались командир экипажа в звании полковника американских ВВС и два техника - мастер-сержант и капрал.

Наши уже успели к тому времени навостриться и в американских погонах-шевронах, и в разговорном английском. И громогласное «фак-фак-фак» говорило само за себя.

- Брат-славянин, чего они там психуют? - обратился Тихомолов к «парню в галстуке». Так между собой летчики прозвали молчаливых ребят в пиджаках, галстуках и мягких шляпах. Ребята охраняли самолеты правительственной эскадрильи, и под пиджаками у охраны в наплечных кобурах торчали рукоятью вперед по паре пистолетов ТТ-33. Оперативники НКВД, у них не забалуешь.

- Так это же «Священная корова, самолет президента Рузвельта, «борт №1», как они называют, - пояснил «парень». - Я так понял, у них в полете мотор загорелся. Потушить-то потушили, но вот теперь у них проблемы по части замены. Болты к мотораме прикипели от нагрева, и ключом они их открутить не могут. Вот полковник ихний и кроет своих технарей в три наката с перебором! Если за час не приведут машину в полную готовность, им, похоже, плохо придется.

Картинки по запросу Капитану Борису Тихомолову

Слева направо: Б.Е.Тихомолов, А.И.Щербаков, В.Г.Опалев и А.В.Вихорев

Скорая техпомощь из России

- И всего-то делов? - пожал плечами Коля Романов. - Боря, поможем союзникам?

- Святое дело, - кивнул Тихомолов. - Только как?

- Брат, ты ведь по-английски сечешь? - обратился Романов к «парню в галстуке».

- Маленько есть, служба такая, -пожал плечами чекист.

- Спроси у них - есть «мамочка»?

- Чего?!

- Кувалда.

- Стоп машина, - чекист даже шляпу снял, хотя под утро в Тегеране отнюдь не жарко. - Дайте вспомнить, как это по-английски. А, кувалда - «следжхаммер»! Сейчас спрошу...

Далее последовал быстрый обмен фразами на английском. В конце концов капрал подскочил и умчался в самолет, а спустя пару секунд прилетел обратно, волоча в руке кувалду. Все трое американцев уставились на Романова, как на привидение.

- Это кто такие? - осторожно поинтересовался американский полковник.

- Наши ребята, русские летчики, - проинформировал янки «парень в галстуке». - Который слева - командир экипажа, бомбил Берлин. Который справа - борттехник, летал на Северный полюс.

И полковник аккуратно взял под козырек.

- Дон'т ворри, гай (не нервничай, парень). – Коля поднялся по стремянке на крыло. - Давай сюда деррик, андерстенд ми?

Что интересно, американский сержант понял Колю без перевода. Через минуту возле «Священной коровы» уже тормозил так называемый деррик-кран - конструкция на базе грузовика «Студебеккер», позволяющая ворочать тяжелые грузы. Американцы быстро остропили поврежденный двигатель. Оставалось отделить его от моторамы.

- Ну-ка, дай! - Коля взял кувалду и смачно, с оттяжкой, врезал по головке болта, одного из четырех, крепящих двигатель к мотораме. Обиженно прозвякав, головка улетела куда-то далеко. Еще разок! Обломилась вторая головка. Третий удар - обломилась третья головка, и движок, перекосившись, повис на стропе деррик-крана.

- Сам собьешь, или мне помочь? -Романов сунул кувалду совершенно обалдевшему капралу.

Парень сбил головку последнего болта примерно с 10-го раза. Не хватало ему «резкости», то есть быстроты и точности удара.

Полковник от полноты чувств не нашелся, что сказать, и просто снял фуражку. Сержант произнес: «О, йес! Ит'с рашенс!» - и развел руками.

- Все абсолютно просто, как в школу не ходить, - Романов похлопал по
крылу президентского самолета. - Движок у вас загорелся, а это температура порядка 800 градусов. Затем вы пламя сбили встроенным огнетушителем, так? Так. И тут же вся конструкция резко остыла, потому что шли вы на высоте не меньше пяти тысяч метров - вон, у вас на рожах до сих пор отпечатки от кислородных масок. Там холодно, под минус 50. И в результате такого температурного перепада сталь ваших болтов стала хрупкой, как чугун! Я с такой темой стал кивался у нас в Заполярье, когда на вашенских «дугласах» летал. Русская сталь - другая, с ней такой трюк не пройдет.

За нашу и вашу Победу!

«Парень в галстуке» перевел и выслушал ответную тираду полковника.

- Говорит, что 20 лет в авиации, а такого не видел, - обратился чекист к нашим летчикам. - Спрашивает, чем может отблагодарить.

- Да ерунда, - пожал плечами Романов. - Хотя нет! Во-он той фляжкой! Уж больно удобная...

За спиной сержанта на крыле лежала плоская фляга объемом в поллитра, выкрашенная в защитный цвет и с надписью: «Distilled water».

Сержант многозначительно переглянулся с полковником, подхватил флягу и скрылся в кабине «Священной коровы». Через минуту вынырнул оттуда и протянул флягу Романову.

-Please, my friend! And drink it for Stalin's health!

- Благодарит и предлагает выпить за здоровье товарища Сталина, - перевел «парень в галстуке».

- Э, нет! - Тихомолов прищелкнул пальцами. - Русские за Сталина в одиночку не пьют! Тем более - дистиллированную воду! Слезайте-ка сюда, коллеги-летуны! И ты, брат-славянин, присоединяйся!

Так трое русских и три американца закрепили союз СССР и США в борьбе с Гитлером - на бетонке тегеранского аэродрома, под крылом «борта №1» - «Священной коровы» президента Франклина Делано Рузвельта. Само собой, во фляжке с надписью «Дистиллированная вода» был чистый спирт. Не зря ведь полковник перемигивался с сержантом. И Тихомолов насчет этого, естественно, смекнул.

Да, были люди...

Сергей Дунаев

Авиация - Тихомолов Борис Ермилович.

Тихомолов Борис Ермилович.

Описание старой фотографии: На фотографии второй справа Герой Советского Союза Тихомолов Борис Ермилович (1913 - 1991).Член партии с 1939 года.В Красную Армию "сбежал" в 1942 году. Лётчик 750 авиационного полка,17 авиадивизии АДД. Наносил ночные бомбовые удары по скоплениям войск противника в районах Смоленска,Орши,Витебска,Брянска,Харькова,Курска,Воронежа. Бомбил промышленные объекты Берлина,Кениксберга,Будапешта. 31 декабря 1942 года удостоен звания Герой Советского Союза.В ноябре-декабре 1943 года гвардии майор Тихомолов совместно с другими экипажами обслуживал Тегеранскую конференцию. Принимал участие в Берлиской операции.Совершил 212 боевых вылетов. С 1945 года в запасе. Членом союза писателей СССР. В 1985 году была издана автобиографичная трилогия "Романтика неба",впервые в советской литературе освящающая боевой путь авиации дальнего действия.

Картинки по запросу Бомбардировщик «Боинг В-17»


-------------------------------------------------------
Источник: Журнал "Тайны ХХ века" № 25 2011 г.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх