«История призывает Россию стать впереди…»

Славянофил А.С. Хомяков верил в особый путь своего народа
Владимир Малышев
 
  
«История призывает Россию стать впереди…»

В этом году исполнилось 215 лет со дня рождения А.С. Хомякова – русского мыслителя, публициста и поэта. Сегодня об этом выдающемся человеке у нас вспоминают редко. А ведь он был одним из тех, кто твердо верил в великое историческое предназначение России. «История, – писал Хомяков, – призывает Россию стать впереди всемирного просвещения, история дает ей право на это за всесторонность и полноту ее начал».  

Алексей Степанович родился 13 мая 1804 года в селе Спешнево-Ивановское, (Рязанская губерния) в дворянской семье тульских помещиков.

Получил домашнее образование, прекрасно знал латынь и греческий, всего 32 языка – его учили университетские преподаватели. В 1821 году, когда вспыхнуло восстание греков против турецкого ига, 17-летний Алеша, накопил денег и однажды вечером тайком ушел из дома, чтобы пробраться в Грецию на помощь греческим повстанцам. Поймали его недалеко от Москвы, но идеям освобождения греков и южных славян он останется верен на всю жизнь.

Вскоре юный Алексей сдал экзамен на степень кандидата математических наук в Московском университете. В этот период он начал писать стихи и перевел «Германию» Тацита с латыни. В 1822 году поступил на военную службу в Астраханский кирасирский полк, через год перевелся в конную гвардию в Петербург.

 

Споры с декабристами

Во время жизни в столице он сблизился со многими будущими декабристами. Однако вступал с ними в жестокие споры. Однажды он сказал Рылееву:

 

«Вы хотите военной революции. Но что такое войско? Это есть собрание людей, которых народ вооружил за свой счет и которым он поручил защищать себя. Какая же тут будет правда, если эти люди в противность своему назначению станут распоряжаться народом по произволу и сделаются выше его?»

 

Рылеев не нашелся, что ему на это ответить, растерялся и рассерженный убежал с вечера домой.

В 1828-1829 годах Хомяков принимал участие в Русско-турецкой войне, воевал храбро, был награжден, после окончания вышел в отставку в чине штаб-ротмистра. Уехав в свое имение, занялся хозяйством – в теплицах у Хомякова росли даже бананы и ананасы. Изобрел сеялку, которая была запатентована в Англии, дальнобойное ружье, машину-каток для зимних дорог (типа грейдера). При этом был страстным игроком, прекрасным наездником и фехтовальщиком, любил псовую охоту и лечил крестьян гомеопатией.

В 1847 году Алексей Хомяков отправился в путешествие по Европе, побывал в Берлине, Дрездене, Кракове, Праге, Вене, Париже, Лондоне, Оксфорде.

В энциклопедиях его называют славянофилом. Им был написан их манифест «О старом и новом», вместе с Киреевским он стал основателем славянофильского учения.

Славянофилы, подобно западникам, выступали против крепостного права. Однако если западники обращали преимущественно внимание на прогрессивные стороны общественного развития Европы, то славянофилы проницательно отмечали пороки западной цивилизации: бездуховность, вопиющее классовое расслоение и социальный антагонизм, превращение общества в месиво эгоистических, жестоких, меркантильных личностей.

Сам Хомяков так выразил эту мысль стихами:

 

О! Никогда земля от первых дней творенья

Не зрела над собой столь пламенных светил!

Но горе! Век прошёл, и мертвенным покровом

Задёрнут Запад весь. Там будет мрак глубок...

Услышь же глас судьбы, воспрянь в сияньи новом,

Проснися, дремлющий Восток!

 

В начинающемся разложении Запада славянофилы пророчески предвидели угрозу будущих революционных взрывов и драматических социальных потрясений. Средство спасения России от такого опасного будущего славянофилы видели не в революции, а в сохранении патриархальных основ, уходящих корнями в быт и нравы исторической Руси.

При этом Хомяков верил в историческое предназначение России, считал, что у нее особый путь развития, и заявлял о превосходстве Православия над католицизмом.

 

«Всемирное развитие истории требует от нашей Святой Руси, чтобы она выразила те всесторонние начала, из которых она выросла… История призывает Россию стать впереди всемирного просвещения, история дает ей право на это за всесторонность и полноту ее начал».

 

Особый характер русской истории Хомяков, как отмечают его биографы, усматривал в Православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело, как он считал, к разрыву между правящим классом и народом.

По мнению Хомякова, Россия должна вернуться к своим исконным началам, что является единственным путем к созданию самобытной национальной культуры. Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением "разрывов" русской истории.

 

«Какая бесстыдная ложь!»

 

Хорошо зная Запад, Хомяков еще тогда обращал внимание на то, с какой злобой и ненавистью пишет о России западная печать. В статье «Мнение иностранцев о России» он писал: «Какая путаница в понятиях и даже в словах, какая бесстыдная ложа, какая наглая злоба! Поневоле рождается чувство досады, поневоле спрашиваешь: на чем основывается такая злость, чем мы ее заслужили? Вспомнишь, как кого-то мы спасли от неизбежной гибели; как другого, порабощенного, мы подняли, укрепили; как третьего, победив, мы спасли от мщение и т.д.». Пророческие слова!

Но разве сегодня Запад, не ведется себя по отношению к России так же, как почти двести лет назад? И то, как Хомяков объяснял такое недоброжелательство по отношению к России, и сегодня заслуживает внимания.

«Недоброжелательство к нам других народов, – писал он, – очевидно, основывается на двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного и общественного развития России и Западной Европы и невольной досаде перед этой самостоятельною силою, которая потребовала и взяла все права равенства в обществе европейских народов. Отказать нам в наших правах они не могут: мы для этого слишком сильны; но и признать наши права заслуженными они также не могут… Поэтому полной любви и братства мы ожидать не можем, но могли бы и должны ожидать уважения».

 

 При этом Хомяков, как и  другие славянофилы, был чужд  националистическому высокомерию  по отношению к другим народам. Избранничество России, по его  мнению, налагало на всех и  великую ответственность.

 

При этом он ясно видел пороки общественной жизни в России, против которых яростно боролся. Он так писал о своей стране:

 

А на тебя, увы! Как много

Грехов ужасных налегло!

В судах черна неправдой черной

И игом рабства клеймлена;

Безбожной лести, лжи тлетворной,

И лени мертвой и позорной,

И всякой мерзости полна!

 

Преследование властей

 

Власти были убеждены, что славянофилы – тайные революционеры. Когда московский генерал-губернатор граф Закревский получил сведения об арестованных членах кружка Петрашевского, он сказал своему приближенному: «Что, брат, видишь, из московских славян никого не нашли в этом заговоре. Что это значит, по-твоему? – Не знаю, ваше сиятельство. – Значит, все тут; да хитры, не поймаешь следа».

По высочайшему распоряжению многих славянофилов не выпускали за границу, официально запретили им ношение русской одежды, что воспринималось как вызов и обвинение пронизанному иностранным духом царскому двору, где говорили по-французски. Близкая к властям пресса их всячески высмеивала, именно в то время появилось такое выражение, как «квасной патриотизм».

Хомяков болезненно переживал гонения и запреты, к которым добавлялись драмы в личной жизни. В младенческом возрасте умерли двое его детей, а потом и горячо любимая жена.

 

Тяжело отразилось на мировоззрении славянофилов поражение России в Крымской войне и сдача Севастополя. Но от своих идеалов Хомяков не отступился. В середине позапрошлого века его произведения были особенно популярны в Чехии, Словакии, у южных славян, в Болгарии.

 

Выступая в Москве на Круглом столе, проведённом Аналитическим центром св. Василия Великого и Обществом развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл», посвященном наследию Хомякова, журналист Н. Кузнецов сказал, что творчество Хомякова «стало ответом на работы западников, утверждавших, что Россия не имеет своего особого исторического лица, что путь Западной цивилизации есть магистральная дорога человечества, по которой должна пойти и Россия. Хомяков сформировал альтернативную историческую концепцию и по сути реабилитировал Россию, славянство, Православие в общественной мысли того времени».

Герцен так писал о славянофилах: «…Они сделали свое дело… Они сделали то, что хотели сделать, и если не могли остановить фельдъегерской тройки, посланной Петром и в которой сидит Бирон и колотит ямщика, чтобы тот скакал по нивам и давил людей, – то они остановили увлеченное общественное мнение и заставили призадуматься всех серьезных людей. С них начинается перелом русской мысли».

Сам Хомяков определил жизненную цель стихами:

 

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе. Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земные

Жалом в душу впились, —

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных…

В 1860 году во время эпидемии холеры Алексей Хомяков поехал в деревню, чтобы организовать лечение крестьян, и заразился. Скончался он в сентябре 1860 года и был похоронен в Даниловом монастыре в Москве. В 1931 году его могила была вскрыта. Останки его и жены были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

 

 
Специально для "Столетия"

 

Источник ➝

Постыдные слова на тему Польши



Про очередные польские истерики.

Постыдные слова на тему Польши

Заявление директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина о том, что «Польша стала молчаливым пособником агрессора уже в 1934 году», наделало немало шума в польском информационном пространстве.
Слова Нарышкина процитировали и прокомментировали практически все центральные СМИ Польши. Правое издание Do Rzeczy в статье «Российский политик атакует Польшу» пишет об «очередной лживой атаке со стороны России, направленной против Польши», отмечая, что «постыдные слова на тему нашей страны прозвучали в эфире телеканала "Звезда"».


Проправительственное интернет-издание wPolityce.pl озаглавило свой материал так: «Россия не перестает лгать на тему Польши».
Популярный портал Wirtualna Polska констатирует, что «ударам по Польше со стороны России нет конца».
«После того, как президент Владимир Путин обвинил нашу страну в соучастии во Второй мировой войне, наши соседи идут еще дальше. Они хотят создать институт защиты исторической памяти. Прозвучали также очередные враждебные по отношению к нам слова», — говорится в материале.

Портал телеканала Telewizja Republika сообщает об «очередной идеологической атаке России».
«Продолжается идеологический фронт России против Польши. Прозвучали очередные скандальные слова со стороны российских официальных лиц. И на этот раз не обошлось без лжи, касающейся истории», — отмечается в статье.
По мнению интернет-издания Polskatimes.pl, «скандальные слова главы российской разведки — еще одно заявление со стороны России, направленное на манипулирование историей Второй мировой войны».
Информационный портал польской государственной телекомпании Tvp.info опубликовал интервью с бывшим советским диссидентом, а ныне польским историком Николаем Ивановым.

«Я думаю, то, что говорит Сергей Нарышкин, — политический заказ. В России сейчас началась жуткая пропагандистская кампания. Любой, кто может пнуть Польшу ниже пояса, делает это. К этому хору, которым, вероятно, дирижируют из Кремля, присоединился глава разведки. К сожалению, если глава государства говорит, что Польша была одним из виновников начала Второй мировой войны, то неудивительно, что его подчиненные говорят примерно то же, а иногда и похуже», — считает Иванов.

Историк подчеркнул, что «СССР был союзником Третьего рейха в течение двух лет и делал все, чтобы облегчить немецкую агрессию на Западе», добавив, что «Сталин рассчитывал, что потом возьмет голыми руками всю Европу».
Издание Nasz Dziennik взяло интервью у профессора Веслава Высоцкого, заведующего кафедрой XIX и XX веков в Институте исторических наук Университета кардинала Стефана Вышинского.
«Россия в очередной раз пытается фальсифицировать историю, так что не будем удивляться, ведь ложь, которая падает с той стороны, распространяется постоянно. Напомню лишь, что за последнее время Москва пыталась свалить на Польшу ответственность за развязывание Второй мировой войны и за Холокост. К сожалению, такая политика, как видно, не закончилась, а в лучшем случае продолжается, отсюда еще одна сцена этого спектакля против Польши», — полагает польский историк.

По мнению профессора, перед майскими президентскими выборами в Польше будет «все больше и больше таких клеветнических атак, потому что враги Польши хотят представить ее на стороне палачей, а не на стороне жертв».
«Для них это не является чем-то необычным, поскольку русские способны фальсифицировать собственную историю, тем более они охотно будут фальсифицировать историю Европы и мира. Кто-то должен быть виноват, и поэтому они ищут себе козла отпущения, а Польша в данном случае является удобным мальчиком для битья», — заключил он.

Высоцкий также отметил, что российский нарратив «имеет цель предать забвению сотрудничество гитлеровской Германии и советской России в действиях и планах Гитлера и Сталина по завоеванию Европы и мира».
Проправительственное интернет-издание Niezalezna.pl обратилось за комментарием к историку из Института национальной памяти Мачею Коркоцу, который обрушился с критикой на договор о ненападении между СССР и Германией.
«Фактически это был пакт, готовивший агрессию против Польши и других стран. Разгром Польши был для Сталина возможностью расширить имперские завоевания и отправной точкой для экспорта большевистской революции на Запад. Завоеванные народы стали жертвами террора, преступлений, массовых депортаций. СССР и Германия начали войну. Совершали преступления против мира, войны и против человечества», — заявил он.

Высказывание Нарышкина историк назвал «сознательной операцией по оживлению сталинского нарратива, основанного на фальсификациях и умалчивании», добавив, что «Россия последовательно движется к сталинскому нарративу».

Историк и политолог Лукаш Адамский, являющийся, кстати, заместителем директора Центра польско-российского диалога и согласия, назвал слова Нарышкина «бреднями»:

«Бредни Нарышкина, многократно опровергнутые профессиональными историками, являются четким сигналом для Речи Посполитой — Кремль не намерен отступать от пропаганды исторической клеветы о Польше», — написал он на своей странице в Facebook.

В целом реакция польской стороны на заявление Нарышкина оказалась предсказуемой: стандартный набор криков об атаке на Польшу и фальсификации истории, а также акцентирование внимания на договоре о ненападении между СССР и Германией.
Однако у польских историков, которые упорно пытаются поменять местами причину и следствие, присутствуют явные проблемы с логикой. Мюнхенский сговор и оккупация Польшей части Чехословакии предшествовали договору о ненападении между СССР и Германией и стали первопричиной его заключения. Поэтому все унылые заклинания польской стороны о фальсификациях со стороны России и коварном Сталине, заключившем пакт Молотова — Риббентропа, представляют собой неуклюжую попытку переложить на СССР свою вину за развязывание Второй мировой войны.

Сергей Широколюбов

https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/25022020-nas-pinayut-nizhe-poyasa-v-polshe-zhaluyutsya-na-travlyu-so-storony-kremlya/ - цинк

PS. А вообще, прикольно все это наблюдать. Когда я лет 10 назад начал писать материалы на тему соучастия Польши в развязывании второй мировой войны, руководство страны вовсю каялось за Катынь, пыталось подружиться с Польшей и заявляло о необходимости отбросить "тяжелый груз прошлого". Охранители тогда вовсю защищали этот "чудесный" (нет) курс в отношениях с Польшей. Но после того, как опытным путем была установлена неадекватность польских русофобов, пришлось завязывать с этой постыдной маниловщиной и наконец то начинать называть вещи своими именами. Так что приятно вспоминать, что "пинал предвоенную Польшу, когда это еще не было мейнстримом".



А сейчас да, "вдруг" оказалось, что Польша заключала пакты с Гитлером, расчленяла Чехословакию, истребляла советских военнопленных и т.д. и т.п. Причем тут даже ничего придумывать не надо, все факты на поверхности.
Разумеется, ни к какому "сталинскому нарративу" Россия не движется, просто накат на исторические основания современной РФ стал такой силы, что приходится реагировать, используя в том числе и объективную фактуру, о которой умалчивали, когда пытались встроиться в "цивилизованный Запад" и пытались подластится к Польше. Сейчас эта дверь закрыта, поэтому можно даже риторику Молотова насчет уродливого детища Версальского договора приводить, хуже уже в любом случае не будет, а за границей истерика обеспечена. В общем, даешь больше "постыдных слов" на тему Польши.

PS2. Если что, Израиль за холокост предъявляет не России, а Польше, с которой уже давно через американских лоббистов требует компенсации.

Популярное в

))}
Loading...
наверх