Свежие комментарии

  • Виктор Козодоев
    опять это чудо писатель придумывает всякие небылицы, лучше бы подумал о своей шкуреОппозиция «надева...
  • Василий
    Крупная организация напоминает отстойник - чем крупней кусок (уточните сами чего) тем быстрей он всплывает наверх !!!Ходят еще по наше...
  • Алина
    Закрылось предпри...

«Коррупционные танки» в Молдавии

«Коррупционные танки» в Молдавии

«Коррупционные танки» в Молдавии

Вслед за Владом Филатом и ЛДПМ в поддержку Санду выступил и Анатол Шалару, генсек ПНЕ и экс-министр единственного кабинета, отправленного в отставку за коррупцию. Что все это значит?

На днях Шалару отличился в соцсетях патетическим призывом. Генсек ПНЕ написал, что «7 ноября 1989 года бессарабцы остановили советские танки на площади Великого Национального Собрания», а «15 ноября голос против Додона, за Майю Санду остановит танки коррупции, которые нас оккупировали».

Очень страшные советские войска и танки

Тема «Шалару и танки» нуждается в прояснении. У молодых граждан нашей страны после слов генсека ПНЕ может возникнуть впечатление, что в 1989 году советское правительство ввело танки в Кишинев. Что было на самом деле?  Обычный парад, посвященный годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, как говорили тогда. Нужна ли была демонстрация военной техники в то время? Это было обычное дело. Но группа активистов, желавшая обратить на себя внимание, выступила против и блокировала проезд техники.

Очень страшные советские войска и танки. Именно советская армия в 1990 году предотвратила столкновения в Гагаузии, когда тысячи волонтеров во главе лидером Народного Фронта и председателем правительства Мирчей Друком, «друзей Шалару», двинулись на юг, чтобы показать гагаузам, кто  в доме хозяин.

И кровь не пролилась. Но уже в 1992 году, когда в Приднестровье началась братоубийственная война, враждующие стороны разделили  российские миротворцы, прибывшие в регион опять же на бывшей советской технике.

Но борьба с советскими танками, видимо, превратилась для Анатола Шалару в идею фикс. И, будучи министром, в 2015 году он дал приказ снять с постамента историческую реликвию – танк  Т-34, установленный на территории мотопехотной бригады имени Штефана чел Маре в Кишинёве.

Однако ненависть к советским танкам в сердце бывшего министра обороны мирно уживалась с любовью к  военной технике НАТО. И вот 8 мая 2016 году министр обороны Шалару дает добро на присутствие на  площади Великого Национального Собрания военной техники США. «Выставка не имеет никакой политической подоплеки», — утверждал тогда главный военный Молдовы. Логика простая: если советская техника, воевавшая против фашизма во второй мировой войне (Т-34), то это плохо, ну а если — США, то уже хорошо.

Министры коррупционного правительства

Ну а теперь вернемся к «танкам коррупции». Сейчас, в период выборов, когда победитель первого тура Майя Санду обещает беспощадную войну с коррупцией и зачистки политического класса, в лагере ее сторонников никто не желает вспоминать очень примечательный факт. В мае 2013 года в молдавском парламенте произошло политическое чудо – впервые за всю историю независимости за коррупцию было отправлено в отставку правительство. Его возглавлял Владимир Филат. Членами правительства была Майя Санду ( министр образования) и Анатол Шалару ( министр транспорта). СМИ приводили немало историй о коррупции, к которым, по мнению журналистов, имел прямое отношение министр транспорта. Это, например, лоббирование интересов румынской компании A. Remar.  С ней был заключен договор о модернизации локомотив на более чем 12 миллионов евро. Но через несколько месяцев работы локомотивы, как известно, вышли из строя. На коррупционную составляющую дела обратил внимание и отчет Нацонального центра по борьбе с коррупцией.

Были и громкие разоблачения подчиненных Шалару. Они рассказали, что  для того, чтобы устроиться в должности проводника на железную дорогу, надо было заплатить 2-3 тысячи долларов, а за должность начальника поезда ставка составляла от 10 тысяч долларов. Водители автобусов платили ежемесячно от 900 до 1,5 тысяч леев. Коррупционный конвейер отправлял деньги на самый верх,  в министерство.

Много грязных историй было и со строительством дорог и позже, когда Анатол Шалару стал министром обороны (вспомним продажу трех зенитно-ракетных комплексов С-125М1 «Нева» по заниженной цене в 600 тысяч USD). Поэтому СМИ и эксперты окрестили чиновника «патриархом молдавской коррупции». Свои должности Анатол Шалару получал несмотря на отсутствие профильной подготовки, его выдвигала Либеральная партия Молдовы. Любопытно, но покинув либералов, когда Дорин Киртоакэ и Гимпу увязли в коррупционных скандалах, Шалару сказал, что ЛП не может быть реанимирована, потому что она «ассоциируется с коррупцией». То есть, фактически признал, что он сам был винтиком  мощной криминальной машины под названием Либеральная партия Молдовы.

Вот, кто призвал граждан Молдовы поддержать Майю Санду во втором туре  и броситься вместе с ней «голой грудью»  на амбразуру молдавской коррупции.

Была не в курсе

Историю другого политика, предложившего поддержать Майю Санду, Влада Филата нет необходимости подробно описывать. Что все-таки стоит напомнить? Это именно он привел в политику Майю Санду, предложив ей пост министра образования. А Конституционный суд принял специальное решение, запрещающее Владу Филату занимать высокопоставленные государственные должности именно из-за коррупции. Неизвестно насколько это законно, но факт остается фактом.

Конечно же, находясь в самом центре коррупционной машины правительства Филата, никто не мог быть «не в курсе». Как минимум, два дела упоминают постоянно в связи с деятельностью экс-министра образования  и нынешнего кандидата в президенты. Об одном рассказал бывший муниципальный прокурор Иван Дьяков. Оно связано с сомнительной закупкой по завышенной цене видеокамер наблюдения. Другое — о передаче земли, где располагались студенческие общежития, под строительство. Все это подробно описано, поэтому нет смысла вдаваться в детали. Есть еще и заявление Юрие Лянкэ о том, что он сам «привез» от Джорджа Сороса Майе Санду на «реформу» образования миллион долларов, а также факт голосования нынешнего лидера ПДС за выделение банкам Шора миллиардов государственной помощи. Все эти истории и сам факт, что Майя Санду «выросла из шинели»  коррупционной ЛДПМ, ставят важный вопрос: имеет ли политик моральное право объявлять политические чистки и выступать флагманом борьбы с коррупцией?

На подобное, на веру и поддержку людей, мог бы рассчитывать совершенно новый, не запятнанный политик, не имевший дело с Гимпу, Филатом, Плахотнюком и другими молдавскими партийными «аксакалами».

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты

И то, что бывшие коллеги по коррупционному правительству призывают голосовать за Майю Санду, ей не помогает, а лишь указывает на клановую принадлежность и бросает криминальную тень.

Молдавских избирателей очень легко ввести в заблуждение, они готовы голосовать хоть за черта (и голосовали за Плахотнюка, Филата, Гимпу, партию «Шор» и др.), лишь бы хоть что-то изменилось. Но, приходя к урнам, граждане должны понимать, что о политиках нужно судить не по словам, а по делам. Или хотя бы вспомнить мудрую поговорку: «скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». И если поступить так, то можно легко убедиться, что кампания и обещания лидера ПДС  бороться с коррупцией – обман, мошенничество, фейк.

На днях член ЦИК Андрей Волентир сообщил, что установлено, почти все конкуренты на выборах «получали пожертвования от доноров (физических лиц), не имевших в последние три года, 2017-2019, никакого источника дохода, задекларированного в ГНС, или у них был декларированный доход ниже суммы пожертвования». Конечно, в числе этих «конкурентов» есть и Майя Санду. То есть, финансирование кандидатов не является чистым и честным, задействованы теневые деньги. И после этого у кого-то еще язык поворачивается говорить о борьбе с коррупцией? Рвать на себе рубашку,  призывать, как  Анатол Шалару, остановить «коррупционные танки»?

В молдавской политике чудес не бывает. А вот вранья, фейков здесь навалом. Появились и «коррупционные танки». И вошли они в Молдову уже давно. Еще в 1991 году.

Сергей Ткач, «Междуречье», Молдавия

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх