Свежие комментарии

  • Бендер Задунайский
    И снова маромойка Чулан Хамоватова .В небе Боннер, в ...
  • Mihail Mirov
    Почему на 200, гораздо больше. Воровство не баловство. Россия своим трудом - грабители чужим горбом!Открытое письмо г...
  • Валерий Жидков
    из за токих как этот урод вообщем и разволился СССрЗа что ограбивший...

Великие стройки царской России, плодами которых мы пользуемся до сих пор

Великие стройки царской России, плодами которых мы пользуемся до сих пор

На самом деле, «светлое будущее» мы начали строить вовсе не с 1917 года. Мы занимались этим постоянно. Им грезил Пётр I, воздвигая на болотах Санкт-Петербург, ставший одним из красивейших городов мира. Его приближала Екатерина II, в первый раз осваивая Крым. Его создавали даже «насквозь реакционные» Александр III и Николай II, и получалось, кстати, ничуть не хуже, чем у тех, с кем обычно ассоциируют «время великих строек».

Пётр I, Екатерина II и Александр III

Пётр I, Екатерина II и Александр III

С чего начинались план ГОЭЛРО и «лампочка Ильича»?

В чём большевики действительно добились непревзойдённых успехов, так это в искусстве пропаганды. Поэтому сейчас многие абсолютно серьёзно считают Россию Николая II «лапотной», а электричество – достижением первых десятилетий Советской власти. Между тем, к 1917 году даже трамваи были в 36 городах империи, а ведь это совсем другой уровень развития нежели просто лампочка.

При Николае II на территории Российской империи было 279 электростанций. В московском регионе даже действовала своя энергосистема, распределявшая по всем близлежащих районам электричество, производимое на станциях Орехово-Зуево, Павловского Посада, Электрогорска и самой Москвы. Она стала предтечей появившегося при большевиках плана ГОЭЛРО.

В.И.Ленин у карты ГОЭРЛО

В.И.Ленин у карты ГОЭРЛО

И, кстати, та самая «лампочка Ильича», которую с удивлением рассматривают крестьянин и его жена на известной фотографии, к вождю мирового пролетариата имеет весьма косвенное отношение. Делать их в массовом порядке начали на предприятии Якова Айваза в Петрограде в 1914 году. Он же дал лампочкам звучное имя Светлана, которое потом превратилось в название завода, а сейчас уже и ОАО «Светлана», продолжающего успешно работать в Санкт-Петербурге и поныне.

Гиганты машиностроения

С чем, казалось бы, совершенно невозможно спорить, так это с успехами советской индустриализации. Сталин тогда поставил задачу из страны, ввозящей станки и оборудование, стать страной, которая производит всё сама.

Великие стройки царской России, плодами которых мы пользуемся до сих пор

Результат хорошо известен: за три неполных пятилетки был создан промышленный потенциал, достаточный, чтобы выиграть самую кровопролитную войну в истории. Всё так, но всмотримся в детали: все ли наши гиганты тяжёлого машиностроения были созданы именно в СССР?

«Красное Сормово» всего лишь национализировано, а основано было ещё при Николае I. Здесь и до революции строились и суда, и паровозы, и подвижной состав, и нефтеналивные дизель-электроходы. Ленинградский Кировский завод – это бывший Путиловский, который и до революции был лидером отечественного тяжёлого машиностроения. То же самое можно сказать и об Ижорском заводе, который одевал в броню наш флот задолго до 1917 года, а вот с большевиками как раз не поладил настолько, что в 1918-ом его рабочих расстреливали за несогласие с политикой партии.

Брянский, Калужский и Мытищинский машиностроительные, Мариупольский металлургический, угледобыча на Донбассе и Кузбассе, Луганский паровозостроительный (сейчас тепловозостроительный), Днепровагонмаш и Тульский завод железнодорожного машиностроения – все они построены задолго до революции и продолжают играть важную роль в экономике страны (точнее уже двух – России и Украины).

Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года

Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года

Стальные магистрали

Конечно, самой очевидной «стройкой века» был и остаётся Транссиб. Магистраль, позволившая соединить Атлантический и Тихий океан, строилась с 1891 по 1916 годы. Инженерам пришлось решать сложнейшие задачи, преодолевая большие перепады высоты, прорубаясь сквозь скалы, укладывая рельсы буквально по берегу Байкала и сооружая переправы через широчайшие сибирские реки.

Открытие моста через Амур и стало официальным завершением строительства Транссибирской магистрали, хотя движение по большинству участков было открыто ещё в 1903-ем, когда заработала Кругобайкальская железная дорога. Эта стройка была поистине титанической, сравнимой с созданием Великой Китайской стены или египетских пирамид, а уж её значение для современной российской и даже мировой экономики невозможно переоценить.

Церемония закладки Транссиба цесаревичем Николаем Александровичем во Владивостоке

Церемония закладки Транссиба цесаревичем Николаем Александровичем во Владивостоке

Трудно поверить, но одновременно с постройкой Транссиба Россия могла себе позволить сооружать и другие железные дороги, хотя, кажется, что проект такого масштаба должен был приковать к себе все производительные силы империи. Попутно стальные магистрали тянутся и на Кавказе, в Средней Азии и даже на Кольском полуострове – знаменитая Мурманская дорога, построенная в кратчайшие сроки и в тяжелейших условиях Первой мировой войны. Она и сейчас является основной нитью, связывающей наш северный порт с центральной Россией.

История России

 

Ссылка на первоисточник
Пять человек стали жертвами крупной аварии в Красноярском крае

Картина дня

наверх