Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Исламисты любые уступки воспринимают как победу и наглеют еще больше. Это как рак, только вырезать.Теракт в Ницце
  • Nina Roytvarf (Чёрная)
    Мусульмане сейчас уже составляют серьезную часть электората многих французких политиков. А своих настоящих граждан Фр...Теракт в Ницце
  • Nina Roytvarf (Чёрная)
    вы имеете в виду односторонне, то есть нельзя оскорблять чувства мусульман.Теракт в Ницце

Готов ли Минск распрощаться с влиянием Запада

Готов ли Минск распрощаться с влиянием Запада

Готов ли Минск распрощаться с влиянием Запада

Политический кризис, который наблюдается в Белоруссии на протяжении последних месяцев, уже стал серьёзным испытанием не только для органов власти республики, но и для экономики страны

При этом последние заявления белорусского руководства поставили в определённое замешательство даже внешних партнёров Минска. Оказалось, что Белоруссия готова не просто сопротивляться внешнему давлению, но и сама организовывать наступление, в том числе и в сфере торгово-экономического сотрудничества.

Как заявил недавно президент Белоруссии Александр Лукашенко, Минск в ответ на возможные санкции со стороны стран Прибалтики и Польши введёт свои меры, чтобы показать некоторым соседям, что они «зажрались». При этом, делая подобные заявления, белорусский лидер не мог не понимать все последствия такого шага, значит должен был ощущать за спиной серьёзную поддержку. Речь в данном случае идёт о России, от сотрудничества с которой несколько лет назад отказалась Украина. Именно позиция Москвы позволяет официальному Минску говорить со своими западными партнёрами с позиции силы, не опасаясь ввергнуть экономику страны в состояние коллапса.

Известно, что именно РФ долгие годы оставалась главным рынком сбыта белорусской продукции, а также кредитором и поставщиком углеводородов в Белоруссию.

При этом стоит отметить, что для Минска торгово-экономические связи с Москвой выглядят куда более критичными, чем в случае с Украиной. Их полный или даже частичный разрыв в сравнении с потерей рынков Польши, Литвы или Латвии, в отношении которых Лукашенко и пообещал ввести некие ответные санкции, могут привести республику к экономической катастрофе. Чтобы это понять, достаточно обратиться к статистике последних лет.

Так, согласно имеющимся данным, за последние годы в общей структуре белорусского экспорта доля России составляла 48-50%, а в части экспорта продовольствия могла доходить и до 90%. При этом сегодня многие критики белорусско-российских отношений любят напоминать, что у республики всегда было и сохраняется отрицательное торговое сальдо с РФ, которое связано с закупкой Белоруссией дешёвых российских углеводородов. Речь в данном случае идёт о газе, от поставок из России которого Минск зависит практически на 100%, а также нефти. Страна не только имела возможность долгие годы получать существенные скидки на голубое топливо и чёрное золото, сохраняя значительную часть своего бюджета, но и неплохо на этом зарабатывать.

Например, покупая у «Газпрома» газ по низкой цене, у себя в стране белорусские власти продавали его коммерческим потребителям в 2-3 раза дороже. Ситуация же с нефтью и вовсе давно вошла в анналы истории, когда страна, которая добывает в год около 1,5 млн тонн нефти превратилась в одного из крупных её экспортёров, а её экономика стала зависеть от нефтяных котировок. Сегодня эксперты отмечают, что Белоруссия, импортируя сырую нефть из России и, перерабатывая её на своих нефтеперерабатывающих заводах, зарабатывала только на экспорте нефтепродуктов в ЕС около $1,5 млрд в год. Это не считая прямого реэкспорта, а также известных «растворительно-разбавительных», «битумных» и иных схем, за которые Минск всё ещё не рассчитался с Москвой. Сегодня же, когда в России проходит налоговый манёвр в нефтяной сфере, предполагающий переход к цене на нефть внутри страны на уровень мировых, Белоруссия оказалась в довольно сложной ситуации – из-за роста цен на чёрное золото в её бюджете стала образовываться серьёзная дыра. По подсчетам белорусской стороны, к 2025 году только из-за одной российской реформы страна недосчитается не менее $10 млрд. Таким образом, заявления о том, что Белоруссия «страдает» от торгово-экономических связей с Россией, даже при условии отрицательного торгового баланса, полностью несостоятельны.

Кроме того, если отбросить закупку углеводородов, то окажется, что Белоруссия зарабатывает на России больше, чем тратит. По подсчётам экономистов, ранее положительный баланс без учёта данной статьи расходов для Минска составлял более $2 млрд. Более того, за последние годы, даже при условии постоянных заявлений официального Минска о диверсификации внешней торговли, российский рынок так и остался для белорусских производителей основным. При этом их присутствие здесь не только не падало, но и по некоторым позициям продолжало расти. В первую очередь речь идёт о продукции животноводства, молоке и молочных продуктах, а также фруктах и овощах. Правда, последнее скорее связано с тем, что Россия ввела санкции в отношении ряда западных стран, а Минск удачно этим воспользовался, наладив реэкспорт запрещённых к ввозу в РФ продуктов. Однако тот факт, что в Москве знали о данной проблеме, и лишь изредка напоминая своим белорусским коллегам о недопустимости излишне пользоваться своим положением, позволял Минску неплохо зарабатывать на «сером» экспорте в Россию.

В то же время нельзя забывать, что именно РФ является одним из главных инвесторов в белорусскую экономику, а также остаётся основным её кредитором. Можно вспомнить, что ещё в 2008 году Москва предоставила Минску кредитную линию сроком на 15 лет и с того времени выдала своему партнёру по Союзному государству как минимум 8 кредитов. Для примера, только в 2015 году Белоруссия получила российское кредитное финансирование общей суммой на $6,2 млрд. При этом Минск всегда мог и продолжает рассчитывать на то, что Москва в случае необходимости подставит плечо, пусть даже и не прямыми деньгами, а просто рефинансируя задолженность. Так, например, произойдёт и в нынешней ситуации, когда Белоруссии отказали в кредитах практически все западные партнёры, в том числе и по политическим причинам. Россия же, как известно, согласилась предоставить Белоруссии $1,5 млрд, которые, конечно, не спасут экономику страны, но предотвратят её дефолт в краткосрочной перспективе.

Нечто подобное можно было наблюдать и на Украине перед государственным переворотом 2014 года. Известно, что из-за событий, последовавших после майдана, и постепенного разрыва отношений между двумя странами, Киев потерял в 13 раз больше, чем Москва. При этом экспорт Украины в РФ сократился в четыре раза, а российский импорт – в три. И это связано не только с потерями преференций по углеводородам, а также приостановкой российского кредитования Киева. Украинские власти сами приняли постановление об отмене зоны свободной торговли с Россией в рамках СНГ и ввели эмбарго на ряд российских товаров. В ответ, как известно, Москва начала вводить свои запреты на украинские товары. Итог данного противостояния сегодня виден невооружённым глазом – практически полное закрытие российского рынка парализовало целые отрасли украинской промышленности, а выделенных квот со стороны ЕС явно не хватает, чтобы экономика страны смогла развиваться.

Глядя на своих южных соседей, в Минске прекрасно понимают всю пагубность возможного разрыва отношений с РФ. Только по самым скромным подсчётам, в случае попытки переориентации торгово-экономических связей или выхода Белоруссии из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) потери республики могут составить более 20% ВВП. Пережить подобное страна вряд ли сможет. При этом подобная катастрофа, как считают аналитики, вряд ли случится, если Минск всё же решится начать торговую войну с Польшей или странами Прибалтики. Однако этот вопрос требует более пристального внимания и будет рассмотрен позже.

Сейчас же стоит отметить, что на фоне политического кризиса, который грозит перерасти в социально-экономический, белорусские власти больше волнует вопрос сохранения торговых отношений с Россией и странами Евразийского экономического союза. Именно от них зависит будущее белорусской экономики, а с ней – и политического режима Лукашенко. Ничего из того, что сегодня предлагает Москва, на Западе дать белорусской стороне не способны. Более того, в Минске понимают, что могут выторговать от России для себя более комфортные условия сотрудничества, если поддержат её политику в отношении своих западных соседей. Речь в данном случае идёт о странах прибалтийского региона и их портах, где интересы Минска и Москвы вполне могут пересечься. И уже в этом случае можно будет говорить о серьёзных проблемах у Литвы, Латвии и даже Эстонии.

В конечном счете нынешний политический кризис в Белоруссии и отношение к нему со стороны Евросоюза и Украины, так или иначе, подтолкнёт республику к России. Ухудшение отношений с теми странами, которые не признали легитимность Александра Лукашенко, в том числе и после его инаугурации 23 сентября, естественным образом ускорит процесс торгово-промышленной и финансовой кооперации в рамках Союзного государства. Как минимум, это позволит Белоруссии не скатиться в своей экономике до уровня нынешней Украины, где в доходную часть бюджета уже стали закладывать не только ещё не полученные средства от приватизации, но и кредитные средства международных финансовых структур.

Андрей Полянич, Одна Родина

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх