Нефть и беженцы: США превращают Венесуэлу в

Трамп не исключает военную интервенцию в Венесуэлу, которая попала в международную изоляцию. Низкие цены на нефть обрушили ее экономику и спровоцировали отток населения в соседние государства. Николас Мадуро обвиняет страны ОАГ и США в попытках госпереворота

На современном этапе истории слова «кризис» и «война» больше ассоциируются с Ближним Востоком: Сирией, Ливией, Йеменом, Ираком и Афганистаном. Но напряжение в других частях мира, таких как Африка и Латинская Америка, имеет не меньший потенциал.

Внутриполитический кризис в Венесуэле, начавшийся в 2014 году на волне падения цен на нефть и достигший кульминации в последние месяцы этого года, вышел на международный уровень.

Об этом свидетельствует не только бегство венесуэльцев в сопредельные страны, но и участившиеся заявления о военной интервенции.

О возможном «военном вмешательстве для свержения (президента Венесуэлы) Николаса Мадуро» на днях говорил генсек Организации американских государств (ОАГ) Луис Альмагро.

Эту же тему затронул Дональд Трамп на встрече со своим коллегой из Колумбии и, по словам вице-президента США Майка Пенса, не исключил военной интервенции. Сам Пенс, комментируя развертывание венесуэльской армии у границ Колумбии, выступил с угрожающим заявлением в адрес Каракаса.

Мадуро нужно постараться, чтобы не испытывать решимость президента Соединенных Штатов Америки или американского народа по этому вопросу,

— сказал он с трибун Генассамблеи ООН.

Трамп

Фото: www.globallookpress.com

Нефтяная игла

«Венесуэльский кризис» образовался с падением цен на нефть в 2014 году. Более чем 90% экспортных доходов и четверть ВВП Венесуэлы зависят от продажи «черного золота». Не нужно быть экономистом, чтобы представить негативный эффект от снижения стоимости барреля нефти со 110 до 26 долларов за баррель.

Ситуацию усугубили некомпетентная реакция правительства Мадуро и ограничения плановой экономики. Госорганы Венесуэлы пытались заморозить цены, что привело к огромному дефициту бюджета.

По оценкам МВФ, инфляция в стране в 2018 году составит один миллион процентов. С 2012 по 2017 год импорт Боливарианской Республики упал в шесть раз — с 66 до 11 млрд долларов. Вдвое сократилась экономика. Прерваны авиасообщения с рядом стран, включая Мексику, Италию и Германию. Уходят крупные иностранные компании, такие как итальянская Pirelli и американские Kellogg, Kimberly-Clark и Clorox.

Вкупе с экономическим обострялись внутри- и внешнеполитический кризисы. Периодически проходят многотысячные антиправительственные демонстрации. На одном из таких митингов в 2017 году погибли десятки человек.

Переизбрание Мадуро в мае этого года подлило «масла в огонь». Ряд европейских стран и США наложили санкции на руководство Венесуэлы. Аргентина, Колумбия, Парагвай, Перу и Чили направили в Международный уголовный суд предложение расследовать «преступления» Мадуро, которого обвиняют в казни и задержании тысячей своих политических противников.

Мадуро

Н. Мадуро. Фото: www.globallookpress.com

Новый кризис беженцев

4 августа во время военного парада на Мадуро была совершена неудачная попытка покушения с использованием беспилотника. Он обвинил Колумбию, где скрывается оппозиционный депутат Хулио Борхес, в участии в заговоре против него и подозревает в этом Мексику и Чили.

Отношения с латиноамериканскими странами стремительно портятся из-за оттока около 7% населения Венесуэлы (2,3 млн) в Колумбию, Эквадор и Бразилию. Мадуро для Латинской Америки — все равно что Башар Асад для суннитских стран Ближнего Востока. Единственными союзниками у него остаются Боливия Эво Моралеса и коммунистическая Куба.

Хотя страны ОАГ скептично отнеслись к заявлению генсека о военной интервенции и даже выпустили совместное заявление о ее осуждении, свержение Мадуро, создающего большие проблемы в регионе, остается приоритетной целью для них.

Желательно сделать это чужими руками. В сентябре сотрудники Белого дома проводили секретные встречи с оппозиционными военными из Венесуэлы и обсуждали с ними путч против венесуэльского президента. У США «есть много вариантов по Венесуэле», говорил в прошлом году Май Пенс.

Заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ Борис Мартынов не исключает силового решения вопроса со стороны США.

Интервенционизм на Ближнем Востоке для Соединенных Штатов чреват неприятными последствиями, а в Латинской Америке они могут это себе позволить. Но, скорее всего, союзников у них будет очень немного. Я даже сомневаюсь, что Колумбия примет активное участие, хотя она — главный политический и идеологический противник Венесуэлы и правительства Мадуро в западном полушарии,

— сказал он в беседе с Царьградом.

Режим Мадуро раздражает США и их союзников не только своей антиамериканской риторикой, но и близостью с Москвой. Мартынов напомнил, что здесь активно работает российская нефтяная компания «Лукойл».

Соединенным Штатам абсолютно это невыгодно — иметь таких конкурентов буквально у себя под боком,

— добавил эксперт.

Власти Венесуэлы в 2007 году начали бороться с гегемонией американских нефтяных ТНК. Тогда бывший президент Уго Чавес объявил о национализации месторождений нефти в бассейне реки Ориноко и потребовал от американских ConocoPhillips и ExxonMobil продать государственной нефтекомпании PDVSA 60% своих акций в этих проектах.

нефть

Фото: www.globallookpress.com

Спор продолжается до сих пор. ConocoPhillips подала иск в международные суды, и Каракасу теперь нужно выплатить $2 млрд компенсации. Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти и самыми большими резервами газа в Латинской Америке и создает дополнительные проблемы для продажи более дорогого СПГ из США.

В случае возможной военной интервенции США России следует занять жесткую позицию и вместе со странами БРИКС поддержать территориальную целостность Венесуэлы. Иначе на карте мира появится еще одна Ливия.

Гасанов Камран

Источник

 

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Adblock
detector