ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ ?

П.Н. Грудинин обещает поставить богатства России, ее природные ресурсы на службу народу (шаг 1), реформировать налоговую систему (шаг 8), остановить разрушение социальной сферы (шаги 10, 11, 12). Ниже показано каким образом и за счет каких источников Павел Николаевич добьется решения поставленных задач.

Абрамов М.Д., Бочаров М.А., Кашин В.А., Симчера В.М.

Где взять деньги или чем программа П.Н. Грудинина в корне отличается от программ других кандидатов?

В отличие от других кандидатов в президенты России и действующего Президента, П.Н. Грудинин предлагает конкретные и понятные каждому человеку меры по решению стоящих перед Россией проблем.

Например, Грудинин предлагает удвоить расходы на здравоохранение, науку, образование, культуру, на пенсионное обеспечение граждан. Увеличить инвестиции в производство. Эти задачи он предлагает решить в течение одного-двух лет за счет перераспределения имеющихся ресурсов путем совершенствования администрирования и оптимизации налогообложения.

Благодаря реализации предлагаемых мер, доходы Федерального бюджета (ФБ) вырастут на 9-11 трлн. руб.[2] Одновременно мы получим рост доходов населения, благоприятный предпринимательский климат, инвестиционную привлекательность России и гарантированный рост экономики.

Россияне, хотя и привыкшие слушать сказки о будущих достижениях, могут выразить сомнения в реализации обещаний П.Н. Грудинина и потребуют разъяснений.

Предлагаем наши рекомендации рассматривать как теоремы, доказательства которых приводим.

Теорема 1. Наведение порядка на таможне и изменение порядка взаимодействия государства с нефтегазовыми компаниями даст бюджету дополнительно не менее 6 трлн. руб.

Доказательство:

Нефтегазовые доходы, включающие НДПИ на углеводороды, экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ, в 2017 г. составили около 40% от общих поступлений в госбюджет.[3] Но могло бы быть существенно больше. Основные «утечки» происходят из-за воровства при экспорте и из-за заинтересованности нефтегазовых компаний в росте издержек производства, благодаря чему они добиваются снижения НДПИ и других преференций от государства.

Например, значительная часть экспортируемой нефти идёт «мимо кассы», не попадая в сводки Росстата и Федеральной таможенной службы (ФТС) об экспорте. По данным ООН,[4] представленным ФТС, в 2015 году Россия поставила в США нефтепродукты на $3,1 млрд., а по данным, представленным США, поставки за тот же период составили $9 млрд. Соотношение данных по нефтепродуктам с Германией составляет $10,9 млрд. и $27,1 млрд. Т.е. эти две страны получили в 2,6 раза или на $22,2 млрд. (1,36 трлн. руб. по среднегодовому курсу ЦБ в 2015 году) больше, чем мы им поставили. Если это и не воровство, то, как минимум, информация к размышлению.

Эти злоупотребления и потери бюджета были выявлены в результате исследований,[5] выполненных в 2013 году по заданию Комитета Государственной Думы по транспорту.

Только этих денег хватило бы, чтобы удвоить расходы на образование, науку, культуру, кинематографию и здравоохранение, на которые в сумме в 2015 г. было потрачено 1,22 трлн. руб.По результатам этих исследований, межведомственная комиссия, созданная в 2015 году по поручению Д.А. Медведева при Государственной Думе, установила, что бюджет в 2013 году потерял 2,5 трлн. руб. в виде причитающихся таможенных пошлин и НДС.[6] В результате, в 2015 году директора ФТС сняли и перевели на новую ответственную работу. Но и в 2016 году ситуация не изменилась – достаточно обратиться на сайт ООН.

К тому же, наши якобы государственные нефтегазовые компании работают крайне неэффективно. Например, «Роснефть» в 2016 году показала выручку в $74,4 млрд. (5 трлн. руб.) против $226,1 млрд у ExxonMobil[7] – однако в «Роснефти» работают 295,8 тыс. человек[8], тогда как в Exxon Mobil заняты всего 71,1 тыс. сотрудников,[9] что соответствует разрыву в выручке на одного занятого в 12,6 раз. При этом, добыча нефти в тоннах на одного работника «Роснефти» в 2015 году в три раза меньше, чем в 2005 году.

Еще менее эффективно работает Газпром. Там выручка на 1 занятого в 25 раз ниже, чем у того же Exxon Mobil.[10]

Оттого, что «Газпром» и «Роснефть» числятся государственными, эффективности им не прибавляет и народу России лучше не становится.

Меры, предлагаемые для уменьшения контрабанды

Меры, предлагаемые для уменьшения контрабанды и в борьбе с коррупцией на таможне очень простые: Федеральная таможенная служба с применением «зеркальной статистики» должна обосновывать и подтверждать документами разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами. И если эта разница превысит разумную величину, виновные должны быть наказаны, а потери бюджета возмещены.

Одновременно необходимо повысить эффективность изъятия природной ренты. И здесь нам следует использовать мировой опыт. Например, Россия не стала членом ОПЕК, т.к. в странах ОПЕК (и в некоторых других странах) нефть и газ в недрах принадлежат государству, которое дает право добычи тем компаниям, которые попросят меньшую цену за единицу добываемого сырья. На таких условиях наши компании («Лукойл», «Газпромнефть» и др.) работают за рубежом. Например, консорциум «Лукойл» и «Статойл» (Норвегия) выиграл тендер на добычу нефти на месторождении «Курна-2» (Ирак), согласившись получать за 1 баррель 1,25 доллара.

При существующем положении дел опыт ОПЕК нам бы был полезен.

Для этого следует изменить порядок взаимодействия российского государства с добывающими компаниями:

право добычи нефти, газа и др. следует давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого ими сырья. При этом сырье остается в собственности государства, которое продает его за рубеж и внутри страны (в том числе добывающим компаниям) по разумным ценам без использования офшоров и посредников. И не нужны никакие НДПИ, СРП, НДД и пр.

Благодаря реализации указанных рекомендаций, бюджет России получит дополнительно около 6 трлн. рублей. В том числе, 3 трлн. руб. может добавить в бюджет российская таможня за счёт пресечения контрабанды и незаконного возмещения НДС.[11] Еще 3 трлн. руб. бюджет получит за счет изменения порядка взаимодействия государства с добывающими компаниями.

Наши добывающие компании будут заинтересованы в снижении издержек производства и повышении производительности труда.

В результате реализации вышеуказанных мер можно будет вдвое снизить тарифы на энергоресурсы (бензин, дизтопливо, электроэнергию, тепло и т.д.) и существенно увеличить расходы на социальные нужды и на инвестиции в экономику.

Для реализации указанных рекомендаций менять законы не обязательно – достаточно Распоряжения Правительства и политической воли Президента России.

Все виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых, регулируются законом N 2395-1-ФЗ «О недрах» (ред. от 30.09.17). Согласно Статье 1.2. «Собственность на недра» (третий абзац), «Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности». Достаточно распоряжения Правительства, чтобы Лицензии на разработку полезных ископаемых выдавали на предлагаемых нами условиях.

Для пресечения (или существенного сокращения) злоупотреблений таможни также достаточно распоряжения Правительства об обязательном сравнении и объяснении разницы отчетных данных России и страны-партнера об экспорте и импорте с использованием метода «зеркальной статистики», как мы и предлагаем.

Терема 2. Реализация рекомендаций по совершенствованию налоговой системы коренным образом улучшат предпринимательский климат в России и дадут бюджету дополнительно 5-6 трлн. руб. за счет перераспределения имеющихся ресурсов и совершенствования администрирования. В дальнейшем доходы будут расти за счет роста налогооблагаемой базы.

Доказательство:

Наша налоговая система неудовлетворительно выполняет фискальную функцию и почти не выполняет стимулирующую, контрольную, распределительную и социальную функции. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения. Наша налоговая система сложна, запутана и противоречива.

— «Налоговая доктрина. Пути совершенствования российской налоговой системы»[12] (рук. авт. коллектива В.А. Кашин, д.э.н., Государственный советник налоговой службы II ранга, с 2001 по 2011 год Первый зам. директора Института развития налоговой системы при ФНС);И это – не оценочное суждение, а результаты многолетних исследований Института развития налоговой системы, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН и Экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики (ЭАЦ «Модернизация»). Эти результаты отражены в следующих научно-исследовательских работах, выполненных ЭАЦ «Модернизация» по заданию Председателя Совета Федерации С.С. Миронова в 2011 году:

— «Модернизация подоходного налога и снижение социального неравенства»[13] (рук. авт. колл., д.э.н., директор Института социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук А.Ю. Шевяков).

Исследования проблем налогообложения продолжались в последующие годы. Их результаты обсуждались на многочисленных конференциях, «круглых столах», форумах и т.д. Обоснованных возражений не было.

Если оценивать налоговое бремя по максимальным ставкам, налоги в нашей стране не велики по сравнению с другими странами. Но на производственный бизнес налоговая нагрузка явно избыточна.

Например, на каждые 100 руб. зарплаты, выплаченной на руки работнику, надо заплатить 73,4 руб. в виде налогов (НДФЛ, социальные взносы, страхование от травматизма на производстве и НДС). Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику на 73,4% больше.

Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату в конвертах? Аргумент, что без накопительных отчислений в пенсионный фонд работник может лишиться небольшой прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Одни (несырьевое производство) не полностью платят налоги, чтобы выжить, другие – из принципа «зачем платить, если можно не платить».

Наконец-то это начали понимать и в Минфине: «30% одних страховых взносов! Я уж не говорю про НДС, про подоходный налог. В других странах нет такой нагрузки. И здесь мы проигрываем конкуренцию, конкурентоспособность нашей налоговой системы по сравнению с другими странами», – заявил Силуанов в ходе панельной сессии «Налоговая система России: образ будущего» на Гайдаровском форуме в Москве.[14] К сожалению, чтобы дойти до этой простой истины Минфину потребовалось уничтожить российскую промышленность. Из-за высоких налогов производство в России неконкурентоспособно по сравнению с другими странами.

Сравним с Канадой. Там россиянам принадлежит тракторный завод. На одном из совещаний В.В. Путин попросил объяснить, почему завод не переводят в Россию. Ему представили аналитическую записку, из которой видно, что, если завод перевести в Россию, он работать не сможет. Завод в Канаде в 2012 г. получил прибыль $16,4 млн. В России

(продолжение в части 2).

Источник: Абрамов М.Д., Бочаров М.А., Кашин В.А., Симчера В.М.
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/110086/23272/2

 

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Adblock
detector